Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Физлицо сдает ТОО авто в аренду: кто и какие налоги должен платить?

Физлицо сдает ТОО авто в аренду: кто и какие налоги должен платить?

#Полезное #О Налогах

Опубликовано: 14.08.2025 Количество просмотров 37641
Частая практика, когда физлица (не зарегистрированные в качестве ИП), сдают в аренду свои авто юридическим лицам. Какими налогами облагаются такие доходы физлица? И кто должен рассчитывать и уплачивать налоги: физлицо самостоятельно или юрлицо-арендатор? Сдавать ли какую-либо форму отчетности?

 Обратимся к ГК РК и НК РК.

 Согласно ГК РК физлица в Казахстане имеют право предоставлять авто за определенную плату во временное владение и пользование (аренду).

Согласно п.1 ст.540 ГК РК по договору имущественного найма (аренды) наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество за плату во временное владение и пользование. Также, согласно п. 1 ст. 541 ГК РК в имущественный наем могут быть переданы транспортные средства. При этом стороны заключают договор ГПХ.

Комплект первичных документов при аренде авто не отличается от документов, оформляемых на собственный автотранспорт компании и включает:

  • путевой лист (является основанием для списания израсходованных ГСМ);

  • Акт списания ГСМ;

  • авансовый отчет по приобретенным ГСМ.

Если физлицо (арендодатель) является ИП, то исчисление и уплата ИПН осуществляется им самостоятельно.

Если физлицо (арендодатель) не является ИП, а арендатором авто является ТОО или ИП, то арендатор выступает налоговым агентом.

При этом для расчета платежей имеет значение сдается ли авто в аренду с экипажем (физлицо оказывает услуги водителя на этом же авто) или без экипажа (сдается в аренду только авто). От этого зависит, будут ли рассчитываться ОПВ с дохода физлица по договору ГПХ.

Согласно ответу Минтруда РК от 27.03.2019 г. на вопрос от 15.03.2019 г. № 540763: «С дохода по договору аренды (сдача в имущественный наем (аренду) имущества) с физическим лицом не уплачиваются ОПВ и социальные отчисления».

Согласно ответу Минтруда РК от 12.11.2018 г. на вопрос от 30.10.2018 г. № 520938: «ОПВ уплачиваются всеми гражданами с заработанных ими доходов, и объектом для исчисления ОПВ является: для наемных работников - заработная плата; для ИП - доход, полученный непосредственно от предпринимательской деятельности; для частных нотариусов - доходы от оказанных ими услуг; для граждан, получающих доходы по договорам ГПХ - доходы, полученные по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

С иных видов обязательств, которые оформляются посредством договоров ГПХ (купли - продажи, мены, устной сделки и т.п.) ОПВ не уплачиваются».

Таким образом, с дохода от сдачи в аренду авто (без экипажа) уплачивается только ИПН по ставке 10%, налоговым агентом, обязанным рассчитать, удержать и перечислить ИПН в бюджет является арендатор –ТОО. ОПВ с данных доходов не рассчитываются и не перечисляются.

При сдаче в аренду авто с экипажем физлицо дополнительно оказывает услуги водителя, а значит с дохода рассчитываются и ОПВ.

Также в обоих случаях необходимо рассчитать и уплатить ВОСМС.

Как определить налогооблагаемый доход арендодателя –физлица (не ИП)? Согласно п.2 ст.353 НК РК, размер облагаемого дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг по договорам ГПХ (кроме имущественного дохода, полученного физлицом, не являющимся ИП, лицом, занимающимся частной практикой), определяется в следующем порядке:

  • сумма доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, полученных в текущем налоговом периоде,

  • минус сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренной п. 1 ст. 341 НК РК,

  • минус сумма налогового вычета в виде ОПВ, ВОСМС и стандартных вычетов, указанных в пп. 2, 3 п. 1 ст. 346 НК РК.

Согласно ст. 350 НК РК к доходу от разовых выплат относится доход налогоплательщиков по заключенным налоговыми агентами договорам ГПХ. Сумма ИПН исчисляется путем применения ставки, установленной п. 1 ст. 320 НК РК (10%).

Согласно пп. 8 п. 2 и п. 4 ст. 14 закона «Об ОСМС» плательщиками взносов являются физлица, получающие доходы по заключенным с налоговым агентом договорам ГПХ.

Исчисление (удержание) и перечисление взносов физлиц, получающих доходы по договорам ГПХ, в фонд осуществляются за счет доходов таких физических лиц налоговыми агентами, определенными НК РК.

На основании п. 1 и 5 ст. 28 и п. 21 и 3 ст. 29, п. 2 ст. 30 закона «Об ОСМС» ВОСМС физлиц, получающих доходы по договорам ГПХ, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере 2% от объекта исчисления взносов.

Объектами исчисления взносов физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, являются их доходы, исчисленные в соответствии со ст. 29 закона «Об ОСМС».

Таким образом, если физическое лицо (не ИП, резидент РК, гражданин РК, не пенсионер, не инвалид) сдает в аренду ТОО по договору ГПХ авто без экипажа, то ТОО уплачивает за физлицо:

  1. ИПН у источника выплаты 10% (применяется вычет в сумме ВОСМС);

  2. ВОСМС 2% (предел в месяц 10 МЗП*2%).

  3. ОПВ не уплачивается.

ТОО отражает эти платежи по договору ГПХ в своей налоговой отчетности, физлицо самостоятельно отчетность в налоговую не сдает.

Если физлицо (не ИП, резидент РК, гражданин РК, не пенсионер, не инвалид) сдает в аренду ТОО по договору ГПХ авто с экипажем, то ТОО уплачивает за физлицо:

  1. ИПН у источника выплаты 10% (применяются вычеты в сумме ВОСМС и ОПВ);

  2. ВОСМС 2% (предел в месяц 10 МЗП*2%);

  3. ОПВ 10% (предел 50 МЗП).

Данные платежи ТОО также отражает в своей налоговой отчетности, физлицо самостоятельно отчетность в налоговую не сдает.

Если вам требуется консультация бухгалтера или налогового эксперта или помощь в составлении и сдаче любой формы налоговой отчетности, вам поможет «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.



Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # О налогах

Приложение 200.05 — когда сдавать?

Когда заполняется приложение 200.05 в ФНО 200.00 в 2026 году

# Полезное # О налогах

ИПН 2026: что примут ретроспективно, а что – с 2027 г.

Какие изменения по ИПН для физлиц, ИП и ЧСИ планируется внести в НК РК. Какие изменения будут введены ретроспективно.

# Полезное # О налогах

Контроль таможенной стоимости: в каких случаях проводится проверка документов и сведений

Контроль таможенной стоимости товаров. Когда проводится проверка документов и сведений по таможенной стоимости.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # О налогах

Как обжаловать результаты налоговой проверки в Казахстане: срок подачи жалобы

Порядок и сроки обжалования налогоплательщиком результатов налоговой проверки.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

# Полезное # О налогах

Как нотариусу рассчитать налоги за себя в 2026 г.?

Как частному нотариусу рассчитать за себя сумму ИПН и соцплатежей.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Полезное # О налогах

Уведомление о расхождениях по камеральному контролю: что делать налогоплательщику

Действия налогоплательщика при получении уведомления о расхождениях по результатам камерального контроля.

# Полезное # О налогах

Удерживают ли ИПН с пенсионного аннуитета?

Будет ли удерживаться ИПН с суммы пенсионного аннуитета.

# Новости # Налоги

Самозанятые в 2027 году: банки и платформы будут удерживать соцплатежи

Новый порядок налогового администрирования самозанятых.

# Полезное # О налогах

Налоговое обследование: как проходит и что делать, если налогоплательщика не нашли по адресу

Для чего проводится налоговое обследование. Процедура налогового обследования.

# Полезное # О налогах

«Налог на наследство»: существует ли он в Казахстане?

Нужно ли наследникам уплачивать какие-либо налог в бюджет при получении наследства. В каких случаях этого можно избежать.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # О налогах

ИПН с дивидендов: с 2026 года ставки налога вырастут

Ставки ИПН при налогообложении дивидендов с 2026 г.

# Полезное # О налогах

Отнесение на вычет по КПН расходов по приобретению ТРУ у контрагентов на упрощенке

Можно ли отнести на вычеты по КПН расходы при покупке товаров, работ и услуг у лиц, применяющих СНР на основе упрощенной декларации.

Наши сервисы