Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Что считается доходом ИП: деньги, поступившие на счет, или суммы выставленных ЭСФ?

Что считается доходом ИП: деньги, поступившие на счет, или суммы выставленных ЭСФ?

#Полезное #Бухгалтерия

Опубликовано: 16.07.2026 Количество просмотров 48070
При определении суммы дохода ИП, с которой нужно рассчитать налоги, предприниматели и бухгалтера порой затрудняются с тем, что же именно считать доходом: суммы денег, поступившие на расчетный счет, или суммы, на которые выставлены ЭСФ покупателям?

Обратимся к новому НК РК.

По общему правилу, согласно п. 1 ст. 204 нового НК РК налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления.

Согласно п.2 ст.204 НК РК метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, оказания услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента.

Т.е. суммы денег, поступивших на счет или в кассу не принимаются в качестве дохода, учитываемого в целях налогообложения. Определить налогооблагаемый доход следует по-другому: рассчитать, какой доход получен от реализации.

Согласно ст. 237 НК РК совокупный годовой доход юрлица-резидента РК состоит из доходов, подлежащих получению или полученных данным лицом из источников в РК и за ее пределами в течение налогового периода. При этом доходами из источников за пределами РК независимо от места выплаты признаются все виды доходов, не являющиеся доходами из источников в РК.

Согласно ст. 239 НК РК доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии с пп.2) – 31) п.2 ст.237 НК РК.

Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы НДС и акциза (п.2 ст.239 НК РК).

Дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с МСФО и (или) требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

МСФО (IFRS) 15 устанавливает единые критерии для признания выручки. Согласно им, компания должна признавать выручку, когда выполнена обязанность к исполнению путем передачи обещанного товара покупателю.

Т.е. выручка может быть признана только тогда, когда компания выполнила обязательства по договору. Поскольку исполнение обязательств может быть растянуто во времени, то выручка может признаваться как в определенный момент времени, так и в течение периода времени.

Товары, работы, услуги считаются переданными, когда покупатель получает контроль над ними. Подтверждением этого факта служит либо подписанная покупателем накладная, либо подписанный АВР.

Учитывать доход по выставленным ЭСФ не представляется корректным, поскольку не все налогоплательщики и не во всех случаях в принципе обязаны выписывать ЭСФ.

Так, согласно п.2 ст.208 НК РК не требуется выписка счета-фактуры в случаях:

      1) реализации товаров, работ, услуг, расчеты за которые осуществляются:

      с представлением покупателю чека контрольно-кассовой машины и (или) через терминалы оплаты услуг;

      с представлением покупателю товаров, работ, услуг чека специального мобильного приложения. При этом по требованию покупателя чек должен содержать идентификационный номер такого покупателя товаров, работ, услуг;

      2) реализации товаров, работ, услуг физическим лицам, расчеты за которые осуществляются электронными деньгами или с использованием средств электронного платежа;

      3) осуществления расчетов через банки второго уровня, оператора почты за предоставленные физическому лицу коммунальные услуги, услуги связи;

      4) оформления перевозки пассажира на железнодорожном или воздушном транспорте проездным билетом на бумажном носителе, электронным билетом или электронным проездным документом;

      5) безвозмездной передачи товара, безвозмездного выполнения работ, оказания услуг физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой;

      6) реализации финансовых операций, предусмотренных ст.477 НК РК.

Согласно п.3 ст.208 НК РК выписка счета-фактуры не требуется при реализации товаров:

      1) физическим лицам, которые используют приобретенный товар в целях личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (конечное потребление);

      2) физическим или юридическим лицам, являющимся субъектами микропредпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Таким образом, доходом ИП следует признавать не суммы денег, поступивших на расчетный счет или в кассу, и не суммы, на которые выписаны ЭСФ, а доходы ИП, подлежащие получению (полученные) ИП из источников в РК и за ее пределами в течение налогового периода по методу начисления. В этом случае следует отталкиваться от факта передачи товара, работы, услуги покупателю.

Затрудняетесь самостоятельно рассчитать доход, определить налогооблагаемую базу или составить налоговую отчетность? Вам поможет «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # Бухгалтерия

Электронный больничный в Казахстане: как получить и отправить работодателю через Enbek

Больничный лист в 2026 г. Как получить больничный лист в электронном формате.

# Полезное # О налогах

ИПН с дивидендов: с 2026 года ставки налога вырастут

Ставки ИПН при налогообложении дивидендов с 2026 г.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # Бухгалтерия

За что можно получить штраф по валютным договорам?

Репатриация национальной и иностранной валюты по экспорту или импорту. Валютный контроль в Казахстане. Штраф по валютным договорам.

# Полезное # Бухгалтерия

Дополнительная форма 100.00: в какой строке указать КПН «с минусом»?

В какой строке указать «минусовой» КПН, если сдается дополнительный отчет ф.100.00. За какой период можно пересдать ф.100.00.

# Полезное # Бухгалтерия

Работник написал заявление на увольнение в последний день отпуска: считать ли компенсацию?

Считать ли компенсацию за неиспользованный отпуск работнику, который написал заявление на увольнение в последний день отпуска.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Новости # Налоги

Самозанятые в 2027 году: банки и платформы будут удерживать соцплатежи

Новый порядок налогового администрирования самозанятых.

# Полезное # Бухгалтерия

Экспорт импортированного товара: нужен ли сертификат СТ-1 или СТ-KZ в 2026 г.?

Надо ли экспортеру получать сертификат СТ-1 или СТ-KZ при экспорте с территории Казахстана ранее импортированного товара в 2026 г.

# Полезное # Бухгалтерия

Уведомления HR Enbek о расхождениях: нужно ли отвечать и будет ли штраф

Нужно ли отвечать на уведомления от HR Enbek о расхождениях между зарегистрированными трудовыми договорами и данными об уплате ОПВ и СО.

# Полезное # Бухгалтерия

Одно ТОО оплачивает за другое ТОО зарплату сотрудникам: как отразить в учете?

Как отразить в учете операцию по оплате зарплаты сотрудникам одного ТОО за счет другого ТОО.

# Полезное # Бухгалтерия

Как отразить в учете дом с земельным участком, если в документах при покупке общая стоимость?

Как принять к учету в качестве ОС дом с земельным участком, если стоимость в документах не выделена, а указана общей суммой.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # Бухгалтерия

Как рассчитать ИПН лицу, занимающемуся частной практикой?

Как рассчитать ИПН адвокату, ЧСИ, медиатору, нотариусу в 2026 г.

Наши сервисы