Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Дополнительная форма 100.00: в какой строке указать КПН «с минусом»?

Дополнительная форма 100.00: в какой строке указать КПН «с минусом»?

#Полезное #Бухгалтерия

Опубликовано: 10.09.2026 Количество просмотров 19409
В процессе ведения деятельности может выясниться, что ранее сданные годовые отчеты (например, ф.100.00) нуждаются в корректировке. А значит, нужно сдать дополнительную форму за истекший период, чтобы скорректировать КПН. Если по итогу пересчета КПН оказался «минусовым», в какой строке дополнительной ф.100.00 его следует указать? И за какой год допустимо скорректировать годовую отчетность в 2025 г.?

Обратимся к НК РК.

Согласно пп.2 п.1 и п. 2 ст.48 НК РК исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, а также вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность или отозвать ее. В общем случае срок исковой давности составляет 3 года. Течение этого срока начинается после окончания соответствующего налогового периода. Таким образом, в 2025 г. можно внести изменения в отчетность за период 2022-2024 г.

На основании п. 1 и 2 ст. 211 НК РК налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность. Для этого составляется дополнительная налоговая отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

В дополнительной налоговой отчетности по корректируемым строкам указывается:

  • разница между суммами, указанными в ранее представленной налоговой отчетности, и фактическим налоговым обязательством за налоговый период (при изменении сумм);

  • новое значение (при изменении остальных данных).

Если нужно сдать дополнительную отчетность по ф.100.00, то чтобы не ошибиться при заполнении строк следует внести в Excel сравнительную таблицу, в которой будут указаны все строки декларации.

Чтобы ускорить процесс, можно воспользоваться следующим методом:

  • на портале КГД МФ РК скачать шаблон декларации за соответствующий год (например, нужно сдать дополнительную форму за 2022 г.). Формы хранятся в формате pdf в разделе «Законодательство РК», «Формы налоговой отчетности», затем выбирается нужный год.

  • cкачанную в формате pdf форму можно преобразовать в формат Excel. Для этого ее следует открыть и в меню «Файл» нажать «Сохранить как другой…», «Электронные таблицы», «Рабочая книга Microsoft Excel».

  • в формате Excel в первом столбце нужно заполнить данные по форме 100.00 так, как они должны отражаться на лицевом счете после сдачи дополнительной формы, а во втором столбце – так, как они отражены в уже сданной ранее форме 100.00 за данный отчетный период.

  • в третьем столбце нужно вывести разницу между строками, и данная разница в разрезе строк даст данные, которые нужно отразить (также по строкам) в дополнительной форме 100.00. для исправления ошибок.

Такой метод позволит не запутаться в том, какую строку формы нужно корректировать в дополнительной форме и с каким знаком («+» или «-») указывать значения.

Согласно Правилам составления формы 100.00 в строке 100.00.019 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с п. 1 ст. 242 НК РК. Определяется строка как 100.00.019 I - 100.00.019 II + 100.00.019 III + 100.00.019 IV + 100.00.019 V - 100.00.019 VI - 100.00.019 VII - 100.00.019 VIII - 100.00.019 IX.

В строке 100.00.019 I указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода.

Строка 100.00.019 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода.

В строке 100.00.019 III указывается стоимость:

  • поступивших в течение налогового периода запасов, в том числе приобретенных, полученных безвозмездно, в результате реорганизации путем присоединения, в качестве вклада в уставный капитал, а также поступивших по иным основаниям;

  • выполненных работ и оказанных услуг сторонними организациями, ИП, частными нотариусами, адвокатами, физическими лицами.

Определяется сложением значений строк с 100.00.019 III А по 100.00.019 III H.

Если в дополнительной ф.100.00 меняются суммы по строке 100.00.019, то соответственно будут изменены суммы всего вычетов, налогооблагаемый доход и исчисленный КПН.

Сдать дополнительную форму не всегда удается через Кабинет налогоплательщика: программа может не дать отравить, например, форму с минусовым КПН. Это исключительно технический момент, не связанный с корректностью заполнения дополнительной формы. В этом случае следует отправить дополнительную форму через СОНО.

Возникли сложности со сдачей основной или дополнительной ф.100.00 или любой другой формы налоговой отчетности? Обратитесь в «Mybuh.kz». Наши специалисты быстро и без ошибок предоставят любую форму налоговой отчетности за вас. Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # Бухгалтерия

Электронный больничный в Казахстане: как получить и отправить работодателю через Enbek

Больничный лист в 2026 г. Как получить больничный лист в электронном формате.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Полезное # Бухгалтерия

За что можно получить штраф по валютным договорам?

Репатриация национальной и иностранной валюты по экспорту или импорту. Валютный контроль в Казахстане. Штраф по валютным договорам.

# Полезное # Бухгалтерия

Работник написал заявление на увольнение в последний день отпуска: считать ли компенсацию?

Считать ли компенсацию за неиспользованный отпуск работнику, который написал заявление на увольнение в последний день отпуска.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Новости # Юридические услуги

Кому будут выплачивать только часть пенсии: Минтруд предложил новые правила

Порядок выплаты пенсий гражданам, которые отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

# Полезное # Бухгалтерия

Как отразить в учете дом с земельным участком, если в документах при покупке общая стоимость?

Как принять к учету в качестве ОС дом с земельным участком, если стоимость в документах не выделена, а указана общей суммой.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # Бухгалтерия

Одно ТОО оплачивает за другое ТОО зарплату сотрудникам: как отразить в учете?

Как отразить в учете операцию по оплате зарплаты сотрудникам одного ТОО за счет другого ТОО.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # Бухгалтерия

Как рассчитать ИПН лицу, занимающемуся частной практикой?

Как рассчитать ИПН адвокату, ЧСИ, медиатору, нотариусу в 2026 г.

# Полезное # Бухгалтерия

База для СО: должна ли она равняться базе для ОПВ.

Отдельная база СО: должна ли она быть равна базе для ОПВ. Какой доход ИП принимать для расчета СО за себя. Должна ли база для расчета СО быть равна базе для расчета ОПВ.

# Полезное # Сдача ФНО

Кто должен сдавать ФНО 250 и 270 в 2026 году?

Кто обязан предоставлять ф.250.00 и ф.270.00 в 2026 г.

# Полезное # Бухгалтерия

Уведомления HR Enbek о расхождениях: нужно ли отвечать и будет ли штраф

Нужно ли отвечать на уведомления от HR Enbek о расхождениях между зарегистрированными трудовыми договорами и данными об уплате ОПВ и СО.

# Новости # Налоги

Новое основание для налоговой проверки хотят добавить в Казахстане

Дополнительный этап между выявлением риска и назначением проверки.

# Полезное # О налогах

ИПН с дивидендов: с 2026 года ставки налога вырастут

Ставки ИПН при налогообложении дивидендов с 2026 г.

# Полезное # Бухгалтерия

Экспорт импортированного товара: нужен ли сертификат СТ-1 или СТ-KZ в 2026 г.?

Надо ли экспортеру получать сертификат СТ-1 или СТ-KZ при экспорте с территории Казахстана ранее импортированного товара в 2026 г.

# Новости # Налоги

Минфин изменил формы уведомлений о начисленных налогах: добавили срок обжалования

Новые формы уведомлений о суммах исчисленных налогов. Право налогоплательщика на обжалование уведомления.

Наши сервисы