Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Здание законсервировано: начислять ли амортизацию?

Здание законсервировано: начислять ли амортизацию?

#Полезное #Бухгалтерия

Опубликовано: 14.09.2023 Количество просмотров 3166
Если производственное здание в ближайшей перспективе не планируется использовать, компания может издать приказ о его консервации. Нужно ли в этом случае продолжать начислять амортизацию по данному объекту в бухгалтерском и налоговом учете? Или следует прекратить начисление амортизации на период консервации?

Обратимся к НК РК.

Консервация актива представляет собой временное выбытие его из использования в деятельности, направленной на получение дохода.

Принятие решения о консервации основных средств оформляется приказом или распоряжением руководителя. В случае перемещения ОС на период консервации оформляются соответствующие первичные документы (акты) о внутреннем перемещении активов. Кроме того, консервация может сопровождаться оформлением бухгалтерской справки по форме С-1.

Отметим, что МСФО (IAS) 16 «Основные средства», МСФО для МСБ, НСФО не содержат понятий и положений по раскрытию операций, связанных с консервацией основных средств и расходов, связанных с консервацией.

Согласно п.14 ст.270 НК РК при временном прекращении использования ФА в деятельности, направленной на получение дохода:

  • по ФА I группы, используемым в сезонном производстве, выбытие не отражается;

  • по прочим ФА I группы стоимостный баланс соответствующих подгрупп уменьшается на остаточную стоимость ФА, исчисленную в порядке, определенном п. 3 ст. 267 НК РК. Уменьшение стоимостного баланса подгруппы производится в случае, когда налоговые периоды временного вывода актива из эксплуатации и его ввода в эксплуатацию после временного прекращения использования не совпадают;

  • по II, III и IV группам выбытие не отражается.

К временному прекращению использования ФА относится временный вывод ФА из эксплуатации без прекращения признания таких активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов.

К ФА I группы, используемыми в сезонном производстве, относятся ФА I группы, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

  • не могут использоваться на конец отчетного периода в силу требований, указанных в технической документации об эксплуатации в определенных температурных режимах;

  • участвуют в производственном процессе в связи с климатическими, природными или технологическими условиями в течение определенного периода календарного года, но не менее трех месяцев;

  • в отчетном налоговом периоде использовались в деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п.13 ст.268 НК РК фиксированные активы (ФА), ранее выбывшие в связи с временным прекращением использования в деятельности, направленной на получение дохода, подлежат включению в стоимостный баланс группы ФА в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию таких ФА для использования в деятельности, направленной на получение дохода, по стоимости выбытия с учетом расходов, подлежащих отнесению на увеличение стоимости таких активов в соответствии со ст. 272 НК РК.

Согласно пп. 1 п.1 ст. 272 НК РК последующими расходами признаются затраты по эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации, содержанию, ликвидации и другие затраты, понесенные в отношении следующих активов после признания их в бухгалтерском учете, в том числе в период временного прекращения использования ФА.

Касательно амортизации: согласно п. 55 МСФО (IAS) 16 амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т. е. когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в режиме, соответствующем намерениям руководства. Амортизация актива прекращается на дату классификации этого актива как предназначенного для продажи (или включения его в состав выбывающей группы, которая классифицируется как предназначенная для продажи) в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» или на дату прекращения признания данного актива в зависимости от того, какая из них наступает раньше.

Следовательно, начисление амортизации не прекращается в случае простоя актива или изъятия его из эксплуатации (кроме случаев, когда актив полностью самортизирован). Однако, если компания использует метод амортизации на основе объема выработки, в этом случае на период консервации сумма амортизационных отчислений может быть нулевой в течение времени, когда производство отсутствует.

Если компания не применяет производственный метод исчисления амортизации по зданию, которое подлежит консервации, то в бухгалтерском учете начисление амортизации продолжается и в период прекращения его использования.

Если в период эксплуатации компания амортизационные отчисления учитывались на счетах производственного учета (раздел 8), то в период консервации такие расходы будут учитываться по счету 7210 «Административные расходы» раздела 7.

Компания прекращает признание объекта основных средств в случае выбытия объекта, или когда от его использования или выбытия не ожидается никаких будущих экономических выгод.

Таким образом, если организация издала приказ о консервации здания, то по налоговому учету не должна начисляется амортизация (п. 14 ст. 270 НК РК). А начисление амортизации в бухгалтерском учете не прекращается, если оно полностью не с амортизировано и будет компании приносить экономические выгоды в будущем.

Если вам требуется консультация бухгалтера или налогового эксперта, вам поможет «Mybuh.kz». Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.




Насколько полезна была статья?

(0)
НАЗАД

Комментарии

Комментарии пока отсутствуют. Будьте первыми кто оставит

Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # Бухгалтерия

Электронный больничный в Казахстане: как получить и отправить работодателю через Enbek

Больничный лист в 2026 г. Как получить больничный лист в электронном формате.

# Полезное # Бухгалтерия

Уведомления HR Enbek о расхождениях: нужно ли отвечать и будет ли штраф

Нужно ли отвечать на уведомления от HR Enbek о расхождениях между зарегистрированными трудовыми договорами и данными об уплате ОПВ и СО.

# Полезное # Бухгалтерия

Работник написал заявление на увольнение в последний день отпуска: считать ли компенсацию?

Считать ли компенсацию за неиспользованный отпуск работнику, который написал заявление на увольнение в последний день отпуска.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам с 2026 года

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # Бухгалтерия

За что можно получить штраф по валютным договорам?

Репатриация национальной и иностранной валюты по экспорту или импорту. Валютный контроль в Казахстане. Штраф по валютным договорам.

# Полезное # Бухгалтерия

Одно ТОО оплачивает за другое ТОО зарплату сотрудникам: как отразить в учете?

Как отразить в учете операцию по оплате зарплаты сотрудникам одного ТОО за счет другого ТОО.

# Новости # Налоги

Налоговый кодекс 2027: что меняется для бухгалтера

Проект изменений в Налоговый кодекс 2027 планируют внести в сентябре на рассмотрение Курултая.

# Полезное # Бухгалтерия

Как рассчитать ИПН лицу, занимающемуся частной практикой?

Как рассчитать ИПН адвокату, ЧСИ, медиатору, нотариусу в 2026 г.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # Бухгалтерия

Дополнительная форма 100.00: в какой строке указать КПН «с минусом»?

В какой строке указать «минусовой» КПН, если сдается дополнительный отчет ф.100.00. За какой период можно пересдать ф.100.00.

# Новости # Бухгалтерия

Как заполнить ф.200.05, если работник относится к нескольким категориям физлиц одновременно.

Как отразить в ф.200.05 тот факт, что работник одновременно относится к нескольким категориям физлиц.

# Новости # Юридические услуги

Выплаты декретных пересмотрят: пособия будут назначать с учетом нуждаемости

Порядок назначения государственных пособий привяжут к категории нуждаемости.

# Полезное # Бухгалтерия

База для СО: должна ли она равняться базе для ОПВ.

Отдельная база СО: должна ли она быть равна базе для ОПВ. Какой доход ИП принимать для расчета СО за себя. Должна ли база для расчета СО быть равна базе для расчета ОПВ.

# Полезное # Бухгалтерия

Экспорт импортированного товара: нужен ли сертификат СТ-1 или СТ-KZ в 2026 г.?

Надо ли экспортеру получать сертификат СТ-1 или СТ-KZ при экспорте с территории Казахстана ранее импортированного товара в 2026 г.

# Полезное # Бухгалтерия

Как отразить в учете дом с земельным участком, если в документах при покупке общая стоимость?

Как принять к учету в качестве ОС дом с земельным участком, если стоимость в документах не выделена, а указана общей суммой.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

Наши сервисы