КГД МФ РК напоминает плательщикам, которые ошибочно уплатили госпошлину в бюджет или оплатили излишнюю сумму, что НК РК дает возможность вернуть уплаченные суммы обратно.
Возврат предусмотрен ст.101, 103 и 108 НК РК, а также Правилами ведения лицевых счетов, утвержденными приказом Минфина №306 от 27.02.2018 г. При этом следует различать излишне уплаченные и ошибочно уплаченные суммы госпошлины.
Согласно п.1 ст.101 НК РК, излишне уплаченными признаются суммы госпошлины, если госорган подтвердит (в электронной базе или в бумажном виде), что он не совершал действий, которые требуют уплаты налогоплательщиком госпошлины. Т.е. если налогоплательщик отказался от услуги, которая требует уплаты госпошлины, до того, как госорган приступил к обработке заявки, то сумму можно вернуть.
Согласно п.3 ст.108 НК РК возврат производит КГД МФ РК. Основанием для возврата являются:
- налоговое заявление налогоплательщика на возврат;
- документ от госоргана, в чей адрес уплачивалась госпошлина, подлежащая возврату.
Возвращаются деньги на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления на возврат.
Аналогично и в случае, если оплата прошла ошибочно и налогоплательщик в принципе не нуждается в той услуге, которая была оплачена.
Согласно п.1 ст.103 НК РК, ошибочно уплаченной госпошлина считается, если при ее уплате:
- неверно указан ИИН налогоплательщика;
- неверно указан код налогового органа, по месту нахождения которого подлежит уплате сумма госпошлины;
- текстовое назначение платежа не соответствует КНП или КБК;
- банк неверно заполнил платежное поручение;
- сумма уплачена в УГД МФ РК, в котором налогоплательщик-отправитель не состоит на регистрационном учете;
- отправитель денег не является плательщиком госпошлины (т.е. оплачивалась пошлина с банковской карты другого лица).
Для возврата ошибочно уплаченной суммы госпошлины необходимо подать в УГД МФ РК по месту уплаты:
- налоговое заявление по форме, согласно приложению № 15 к Приказу Минфина №160 от 12.02.2018 г.
- подтверждающий документа от госоргана, который уполномочен оказывать услугу, за которую уплачивалась госпошлина, о том, что услуга не была оказана.
Помимо личного визита в налоговую, заявление на возврат излишне или ошибочно уплаченной суммы госпошлины можно подать:
- через web-приложение «Кабинет налогоплательщика»;
- через egov.kz;
- через Налоговый кошелек мобильного приложения «eSalyq Azamat» с приложением подтверждающего документа.
Получить подтверждающий документ от госоргана можно, направив запрос в электронную приемную соответствующего органа или письменный запрос на почтовый адрес (в канцелярию).