Причина появления такого статуса –пропуск в оплате ежемесячных платежей (ОСМС и ВОСМС). И если за наемных работников за уплату взносов и отчислений отвечает работодатель, то самозанятые граждане должны самостоятельно следить за тем, чтобы все месяцы с января 2020 г. были оплачены. Право на медпомощь в объеме сверх ГОБМП возникает у самозанятого на 1 месяц, при условии, что 3 подряд идущих платежа за предыдущие месяцы оплачены.
Если самозанятый столкнулся с тем, что его не обслуживают в поликлинике по причине статуса «Незастрахован», необходимо сделать следующее проверить свой статус и уточнить какие месяцы пропущены. Сделать это удобнее всего с помощью телеграм-бота @SaqtandyryBot:
- начать диалог с ботом, отправив сообщение «/start»;
- выбрать язык общения (казахский или русский);
- в меню выбрать «Определить статус застрахованности»;
- ввести ИИН.
Система выдаст инфрмацию о статусе и сведения об уплаченных платежах в ФОМС за последние 12 месяцев. Для самозанятых необходимо, чтобы все платежи с января 2020 г. имели статус «Платеж ЕСП». Если напротив какого-либо месяца указан статус «Платеж отсутствует» -этот платеж необходимо доплатить.
Однако, возникает вопрос, как это сделать, поскольку ЕСП невозможно оплатить за предыдущие месяцы, а только за текущий или будущие. В этом случае платеж нужно внести не как плательщик ЕСП, а как самостоятельный плательщик, оплатив 5% от МЗП (2 125 тг. в 2020 г.) за каждый пропущенный месяц на КНП 122.
Оплату можно произвести:
- через сайт Казпочты www.post.kz , раздел «Платежи», «Социальные платежи», «ОСМС», ввести ИИН и дату рождения, сумму и нужный месяц. Тип платежа выбрать «взносы». Оплата картой.;
- через сайт www.kassa24.kz, в разделе услуг выбрать «Прочие платежи», «ОСМС», ввести ИИН и Ф.И.О., выбрать период. Оплата производится банковской картой с взиманием комиссии 2%;
- через мобильные приложения банков, в разделе «Платежи» выбрать «Взносы на обязательное соц.мед. страхование», тип плательщика «Самостоятельный плательщик», указать ИИН и период. Оплата списывается с карты или с кошелька (для владельцев Kaspi кошелька).
Платежи зачисляются в течение 1-2 рабочих дней, после чего следует еще раз проверить свой статус через телеграм-бот @SaqtandyryBot.
Если при погашении задолженности статус не изменился на «Застрахован», необходимо:
- обратиться по номеру 1406;
- оставить обращение в мобильном приложении Qoldau 24/7;
- оставить обращение в телеграм-боте @SaqtandyryBot (в меню выбрать «Отправить обращение на 1406», «Отправить обращение). Ответ можно получить в установленный срок там же, вместо «Отправить обращение» выбрав «История обращений» и нажав на появившееся окошко с номером запроса.;
- Консультации для бухгалтеров, подробнее