
Кто обязан применять контрольно-кассовые машины
Предприниматели, занимающиеся реализацией бензина, дизтоплива и алкогольной продукции обязаны применять ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных. Кроме того, существует перечень видов деятельности, при осуществлении которых обязательно применение таких ККМ (таблица 1). Также оснащению контрольно-кассовыми машинами подлежат торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, где расчеты проводятся посредством наличных денег.
Таблица 1.
|
Виды деятельности |
1. |
Оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием |
2. |
Оптовая торговля металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем |
3. |
Розничная торговля компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением |
4. |
Розничная торговля аудио- и видеотехникой |
5. |
Розничная торговля электрическими бытовыми приборами |
6. |
Розничная торговля мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями |
7. |
Предоставление услуг гостиницами |
8. |
Рестораны и услуги по доставке продуктов питания |
9. |
Деятельность по показу кинофильмов |
10. |
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
Согласно закону «О платежах и платежных системах» предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности (таблица 2) и работающие в столице и в городах республиканского и областного значения обязаны устанавливать оборудование для приема платежей с использованием платежных карт (POS-терминалы).
Таблица 2.
|
Вид деятельности |
1. |
Оптовая и розничная торговля автомобилями, мотоциклами, их ремонт и техобслуживание |
2. |
Оптовая и розничная торговля |
3. |
Предоставление услуг гостиницами |
4. |
Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков |
5. |
Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт |
6. |
Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов |
7. |
Деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов) |
8. |
Деятельность в области страхования |
9. |
Деятельность в области здравоохранения |
10. |
Деятельность в области образования |
11. |
Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов |
12. |
Деятельность фитнес-, спортивных клубов, дискотек |
13. |
Деятельность по организации азартных игр и заключения пари |
14. |
Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду |
Исключения по обязательному применению контрольно-кассовых-машин
Применять ККМ без функции передачи данных могут сельские предприниматели, не имеющие доступа к интернету. Обязательство по применению ККМ не распространяется на индивидуальных предпринимателей (за исключением тех, кто занимается реализацией подакцизных товаров), в отношении которых действует специальный налоговый режим на основе патента или специальный налоговый режим для крестьянских, фермерских хозяйств, а также на тех, кто занимается торговлей на территории открытых торговых рынков и пассажирскими перевозками. Однако с 1 января 2019 года предприниматели, работающие на территории открытых торговых рынков должны применять ККМ, а с 2020 года – все предприниматели, работающие по патенту.
Учет контрольно-кассовых машин в налоговых органах
С 1 января 2018 года постановке на учет в налоговых органах подлежат только ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных. Регистрация ККМ без функции передачи данных разрешается только в сельской местности, где отсутствуют телекоммуникационные сети общего пользования. При этом ранее зарегистрированные кассовые аппараты без функции передачи данных могут применяться до 2024 года.
ККМ необходимо поставить на учет в налоговом органе до того, как предприниматель начнет осуществлять свою деятельность. Для регистрации нужно предоставить в налоговый орган соответствующее заявление, непосредственно сам аппарат, содержащий сведения о налогоплательщике, а также пронумерованную, прошнурованную и заверенную подписью и печатью (при наличии) книгу товарных чеков.
POS-терминал регистрируется как единый программно-аппаратный комплекс. Для постановки его на учет необходимо также предоставить в налоговый орган заявление, краткое описание функциональных возможностей и характеристик POS-терминала и руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет модели ККМ.
Налоговый орган ставит контрольно-кассовую машину на учет в течение трех рабочих дней, присваивая ей регистрационный номер, а владельцу выдается регистрационная карточка ККМ, которую необходимо предоставить для регистрации кассового аппарата в системе оператора фискальных данных
Ответственность за отсутствие контрольно-кассовый машины
Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ, за ее неисправность или использование незарегистрированного кассового аппарата сначала идет предупреждение. Если же правонарушение совершено повторно в течение года после наложения административного взыскания, на субъекты малого предпринимательства налагается штраф в размере 15 МРП (1 МРП в 2018 году – 2405 тенге), среднего – в размере 30 МРП, крупного предпринимательства – 50 МРП.
Статья 195 КоАП РК предусматривает за отсутствие POS-терминалов сначала предупреждение, а при повторном правонарушении в течение года, штраф: для субъектов малого бизнеса в размере 40 МРП, для субъектов среднего бизнеса – 60 МРП, для крупного бизнеса – 80 МРП.