Кто обязан применять контрольно-кассовые машины
Согласно ст.166 НК РК на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр.
Также оснащению контрольно-кассовыми машинами подлежат торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, где расчеты проводятся посредством наличных денег.
Исключение: согласно п.2 ст.166 НК РК, требование о применении ККМ не распространяется на денежные расчеты:
1) физических лиц;
2) частных судебных исполнителей, адвокатов и медиаторов;
3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, по согласованию с уполномоченным органом;
4) Национального Банка Республики Казахстан;
5) налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования (они обязаны использовать ККМ без функции передачи данных);
6) банков второго уровня;
7) религиозных объединений;
8) Национального оператора почты, за исключением денежных расчетов, осуществляемых в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
9) производимые посредством специального мобильного приложения.
Согласно п.11 ст. 25 Закона РК «О платежах и платежных системах» ИП и юридические лица (за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования), при осуществлении видов деятельности, перечень которых утвержден Правительством РК, обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства) для приема платежей с использованием платежных карточек и (или) прием платежей с использованием системы мгновенных платежей.
В связи с чем утвержден Постановлением Правительства РК от 1 июля 2021 года №457
Необходимо применять POS-терминал при осуществлении следующих видов деятельности:
- оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание;
- оптовая и розничная торговля;
- предоставление услуг гостиницами;
- предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков;
- продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транс- порт;
- предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспор- тировке и услуги по перевозке грузов;
- деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов);
- деятельность в области страхования;
- деятельность в области здравоохранения;
- деятельность в области образования;
- деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов;
- деятельность фитнес-клубов, спортивных клубов, дискотек;
- деятельность по организации азартных игр и заключения пари;
- предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду.
Данное обязательство не распространяется на ИП и юридических лиц, осуществляющих:
- деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией аквакультуры (рыболовства) собственного производства;
- деятельность, осуществляемую через нестационарные торговые объекты, находящиеся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
Учет контрольно-кассовых машин в налоговых органах
Постановке на учет в налоговых органах подлежат только ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных. Регистрация ККМ без функции передачи данных разрешается только в сельской местности, где отсутствуют телекоммуникационные сети общего пользования.
ККМ необходимо поставить на учет в налоговом органе до того, как предприниматель начнет осуществлять свою деятельность. Для регистрации нужно предоставить в налоговый орган соответствующее заявление, непосредственно сам аппарат, содержащий сведения о налогоплательщике, а также пронумерованную, прошнурованную и заверенную подписью и печатью (при наличии) книгу товарных чеков.
POS-терминал регистрируется как единый программно-аппаратный комплекс. Для постановки его на учет необходимо также предоставить в налоговый орган заявление, краткое описание функциональных возможностей и характеристик POS-терминала и руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет модели ККМ.
Налоговый орган ставит контрольно-кассовую машину на учет в течение трех рабочих дней, присваивая ей регистрационный номер, а владельцу выдается регистрационная карточка ККМ, которую необходимо предоставить для регистрации кассового аппарата в системе оператора фискальных данных.
Также существуют онлайн-кассы в виде мобильных приложений, например Rekassa и т.д. (физически кассовый аппарат при этом отсутствует). Такие кассы также регистрируются в Налоговой, производится это онлайн, посредством самого приложения.
Ответственность за отсутствие контрольно-кассовый машины
Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ, за ее неисправность или использование незарегистрированного кассового аппарата сначала идет предупреждение. Если же правонарушение совершено повторно в течение года после наложения административного взыскания, на субъекты малого предпринимательства налагается штраф в размере 15 МРП (1 МРП в 2024 году – 3 692 тенге), среднего – в размере 30 МРП, крупного предпринимательства – 50 МРП.
Статья 195 КоАП РК предусматривает за отсутствие POS-терминалов сначала предупреждение, а при повторном правонарушении в течение года, штраф: для субъектов малого бизнеса в размере 40 МРП, для субъектов среднего бизнеса – 60 МРП, для крупного бизнеса – 80 МРП.