Исключения из правил
Однако не каждый предприниматель, чья деятельность основывается на расчётах наличными средствами, обязан владеть кассовым аппаратом. Законодательство Казахстана предусматривает ряд исключений, в число которых входят:
- Физические лица, чей годовой доход не превышает 12-тикратной величины минимальной заработной платы. Не касается особ, занимающихся нотариальной деятельностью. Те обязаны владеть ККМ вне зависимости от показателей дохода.
- Водители общественного транспорта, перевозящие людей.
- Предприниматели, чья деятельность базируется на условиях патента или специального налогового режима, распространяющегося на торговые рынки открытого типа, фермерские и крестьянские хозяйства.
Важный нюанс: последний пункт не актуален для ИП, реализующих бензин, дизельное топливо и алкогольные напитки. Лица, занятые в любой из этих сфер деятельности, обязаны применять кассовые аппараты для фиксации и/или передачи данных о наличных операциях. Данная поправка вступила в силу 1 июня 2015 года при последних изменениях в налоговом законодательстве РК.
Впрочем, подобное ограничение также не обошлось без важного аспекта. Если предприятие, осуществляющее любой из перечисленных ранее видов деятельности, работает в местах, где телекоммуникационная связь отсутствует, то и требование об обязательном наличии ККМ отпадает.
Порядок постановки кассового аппарата на учёт
Времена допустимых сроков, когда владельцам ИП отводилось 6 месяцев со дня основания юридического лица для регистрации ККМ, прошли. С 2009 года изменения в законодательстве диктуют бизнесу иные условия.
Теперь установка кассового аппарата ещё до начала работы предприятия – прямая обязанность лиц, чья деятельность связана с наличными расчётами. Процедура регистрации возможна только для определённого перечня оборудования. Он содержится в государственном реестре, утверждённом министром финансов РК.
Постановка ККМ на учёт в налоговый орган требует наличия следующих документов:
- Заявление владельца кассового аппарата.
- Паспорт завода-изготовителя.
- Книги учёта наличных расчётов и товарных чеков. Помимо того, что обе книги должны быть прошнурованы и пронумерованы, каждая из них заверяется владельцем подписью и/или печатью.
Вместе с этими документами предприниматель предоставляет саму контрольно-кассовую машину. В ней должна содержаться информация о налогоплательщике. Ограничения ввода этих данных путём установки фискального режима недопустимы.
Для аппаратов, устройство которых позволяет фиксировать и передавать данные налогоплательщика, предусмотрены дополнительные требования. Для регистрации такого оборудования потребуется не только вышеперечисленный набор документов, но и копия договора с оператором фискальных данных. Последний предоставляет услуги связи, используемые для передачи информации касательно расчётов наличными средствами в налоговые органы.
Регистрация контрольно-кассовых машин, являющихся компьютерными системами, требует иной перечень документов:
- Заявление от налогового органа, требующего постановки ККМ на учёт.
- Краткое описание характеристик и функционала аппарата.
- Инструкция по работе модуля «Рабочее место налогового инспектора», предусмотренного в устройстве компьютерной системы.
Если процедура регистрации прошла успешно, то владелец оборудования получает специальный документ – Регистрационная карточка ККМ. В дальнейшем она предоставляется налоговым органам по их требованию.
Обязанности и штрафы
Чек ККМ – первое, что получает клиент при оплате товара или услуги в обязательном порядке. Его выдаёт либо сам владелец предприятия, либо наёмный сотрудник. Однако не исключены и форс-мажорные обстоятельства. К примеру, кассовый аппарат неисправен либо отсутствует электроэнергия и т.д. В подобных случаях клиенту предоставляют товарный чек. Причём с подписью отпустившего его лица.
Более того, предприятие обязано вести книгу учёта наличных средств. А в конце каждой смены на ККМ снимается Z-отчёт.
Уклонение от применения ККМ лицами, которым законодательство РК предписывает данное требование в обязательном порядке, наказуемо. Подобное нарушение влечёт за собой административную ответственность с последующим штрафом:
- 15 МРП – для предприятий малого бизнеса.
- 30 МРП – для предприятий среднего бизнеса.
- 50 МРП – для предприятий крупного бизнеса.