
Налоговый аудит vs. Финансовый аудит: в чем ключевая разница?
Среди большого количества видов аудита, таких как финансовый, операционный, инвестиционный и т.д. особое место занимает налоговый аудит.
Если остальные виды аудита (если только компания не имеет обязательств по прохождению аудита в соответствии со ст.5 закона «Об аудиторской деятельности») являются добровольными и полученная информация по итогам проверки носит по большей части рекомендательный характер, то с налоговым аудитом в Казахстане все обстоит серьезнее.
Затребовать отчет по налоговому аудиту может КГД МФ РК в рамках проведения проверки налогоплательщика (в соответствии со ст.60 Налогового Кодекса РК).
Согласно п.2 ст.60 НК РК юридическое лицо-резидент в случае принятия решения о ликвидации, индивидуальный предприниматель в случае принятия решения о прекращении деятельности одновременно представляют в налоговый орган по месту своего нахождения:
1) налоговое заявление о прекращении деятельности;
2) ликвидационную налоговую отчетность;
3) заключение аудита по налогам;
4) налоговое заявление о снятии с учета ККМ.
Также инициировать проверку может сам налогоплательщик. Но в обоих случаях результаты налогового аудита напрямую отражают правильность и полноту исчисления налоговых обязательств, а значит ошибки в учете или некачественно проведенный аудит способен повлечь за собой штрафы, доначисления налогов, пени и/или невозможность ликвидировать компанию в упрощенном порядке.
Налоговый аудит не следует путать с финансовым:
Финансовый аудит подразумевает проверку финансовой отчетности на достоверность, соответствие стандартам МСФО и выявление рисков для внешних пользователей (акционеры, инвесторы, банки);
Налоговый аудит сфокусирован на проверке соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и уплаты налогов в соответствии с требованиями НК РК.
Главная цель налогового аудита: найти и исправить ошибки до налоговой
Согласно п.2 ст.138 НК РК налоговые проверки в РК осуществляются исключительно налоговыми органами. Однако, в соответствии с п.2 ст.139 НК РК: «Для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций налоговый орган вправе привлекать к налоговой проверке специалиста, обладающего такими специальными знаниями и навыками, в том числе должностных лиц других государственных органов Республики Казахстан…Специалист, привлеченный к проверке, составляет заключение, которое используется в ходе налоговой проверки. Копии таких письменных вопросов и заключения прилагаются к акту налоговой проверки».
Т.е. сама налоговая вправе привлечь аудитора к налоговой проверке. Но, как правило, налогоплательщик, который либо намерен пройти процедуру ликвидации в упрощенном порядке, либо просто хочет убедиться в правильности исчисления своих налоговых обязательств, инициирует налоговую проверку самостоятельно. Это позволяет выявить в налоговом учете компании зоны риска в проактивном формате – до того, как налоговая обнаружит ошибки в ходе собственной проверки (камерального контроля или выездной проверки).
Налоговый аудит позволит:
· заранее обнаружить ошибки в учете и расчете налогов,
· оценить потенциальный размер доначислений, штрафов и пени;
· получить от аудитора конкретные рекомендации по устранению выявленных нарушений.
По нашему опыту, в большинстве случаев для исправления ошибок достаточно сдачи дополнительной отчетности и доплаты самостоятельно доначисленных сумм налогов в бюджет.
Напомним, что согласно п.3. ст.211 НК РК при представлении дополнительной налоговой отчетности выявленные налогоплательщиком (налоговым агентом) или налоговым органом по результатам камерального контроля суммы налогов, платежей подлежат внесению в бюджет, а суммы социальных платежей подлежат уплате в соответствии с законами Республики Казахстан - без привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.
Т.е. если налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки и внес корректировки в бухгалтерскую и налоговую отчетности, то дополнительные суммы налогов подлежат внесению в бюджет без начисления штрафов. На такие платежи будет начислена только пеня в общеустановленном порядке.
Что именно мы проверяем в ходе налогового аудита?
В ходе налогового аудита проверяется полнота, правильность и своевременность начисления и уплаты тех налогов, обязательства по которым несет конкретный налогоплательщик. Перечень таких налогов зависит от:
· применяемого режима налогообложения;
· постановки на учет по НДС;
· наличия или отсутствия статуса участника СЭЗ;
· ведения ВЭД;
· наличия объектов обложения земельным налогом, налогом на имущество и т.д.
В штате «Алма-Аудит» работают сертифицированные аудиторы со статусом «Налоговых консультантов РК», что гарантирует глубокое знание предмета проверки и качество аудита.
Что же именно проверяется по каждому виду налогов?
Корпоративный подоходный налог (КПН)
Компании, работающие по общеустановленному режиму налогообложения, обязаны уплачивать Корпоративный подоходный налог (КПН) по ставке 20%.
Сумму КПН к уплате можно уменьшить благодаря применению налоговых вычетов, чем и пользуются все налогоплательщики. Задача аудита правильность определения налогооблагаемого дохода и вычетов, поскольку правомерность их применения и документальное подтверждение – самые распространенные нарушения, которые допускают плательщики КПН. Такие ошибки ведут к доначислению КПН, штрафам и пеням.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Один из самых сложных в расчете налогов – НДС. И здесь, по опыту, также компании допускают большое количество ошибок в учете налога. Аудитор проверит корректность отнесения НДС в зачет, правильность применения ставок и возможность возврата суммы переплаты по НДС при ее наличии.
Налоги и социальные платежи с заработной платы
Наличие штата сотрудников или работающих по ГПХ предполагает исполнение компанией обязанностей налогового агента по «зарплатным» налогам и платежам.
Аудитор проверит правильность исчисления ИПН, социального налога, ОПВ, ОПВР, ОППВ, СО, ОСМС и ВОСМС. Проверит правомерность применения вычетов по ИПН, корректировок и т.д.
Другие налоги и платежи
Если на балансе компании есть имущество (здания, оборудование), транспорт, земельные участки и т.д., если компания производит эмиссии в окружающую среду, то помимо «стандартных» налогов у нее возникают обязательства и по местным налогам: на имущество, транспорт, на землю. В ходе аудита налогового учета будет проведена проверка правильности определения налогооблагаемой базы, применения ставок, расчета амортизации и т.д.
Проверка сделок с нерезидентами и корректность применения Конвенций об избежании двойного налогообложения.
Сотрудничество с нерезидентами влечет для компании необходимость расчета и уплаты КПН и НДС за нерезидента. При этом, чтобы избежать двойной уплаты налогов (в Казахстане и в стране резидентства контрагента) необходимо знать и применять нормы Конвенции об избежании двойного налогообложения, вовремя запрашивать сертификаты резидентства у контрагентов и т.д. Аудитор также проверит возможность снижения налоговых рисков и даст рекомендации по оптимизации налогообложения в РК таких операций.
Когда стоит заказать налоговый аудит? 5 типичных ситуаций
Своевременно проведенный налоговый аудит позволит компании убедиться в правильности исполнения обязательств перед бюджетом, а значит обезопасить себя от претензий со стороны налоговой.
Помимо этого в рамках аудита возможно получение дополнительной услуги налогового консалтинга, что в Казахстане оказывает не каждая аудиторская организация.
По опыту многих лет работы с казахстанским бизнесом, мы рекомендуем заказать в налоговый аудит в следующих ситуациях:
1. Перед плановой налоговой проверкой (чтобы убедиться в правильности налогового учета и чувствовать себя уверенно).
2. При смене главного бухгалтера или финансового директора.
3. После проведения сложных, крупных или нетипичных для компании сделок.
4. При наличии сомнений в правильности ведения налогового учета.
5. На регулярной основе (раз в 1-2 года) для крупных компаний с большими оборотами.
Например, ТОО "А" в 2024 году не отразило реализацию услуг на сумму 4,5 млн. тг., так как АВР был получен только в январе 2025 г., хотя оформлен датой конца 2024 г.
Это повлекло необходимость корректировки, а именно – доначисления суммы НДС на реализацию услуг.
Также налоговый аудит выявил системную ошибку в расчете НДС по импортным операциям, что позволило избежать потенциальных доначислений на сумму свыше 10 млн тг. и оптимизировать будущие платежи.
Регулярно на практике встречаются ошибки в применении вычетов по ИПН и расчета соцплатежей для разных категорий сотрудников (пенсионеров, иностранцев). Все это можно своевременно выявить и исправить с минимальными последствиями для компании.
Результаты налогового аудита: что вы получаете?
По итогам проверки клиент получает:
· Подробный отчет с детальным описанием всех выявленных рисков, нарушений и их классификацией по степени существенности.
· Расчет потенциальных сумм доначислений по каждому виду налога.
· Практические рекомендации по исправлению ошибок с ссылками на нормы НК РК.
· Консультации по внесению исправлений в учет и подаче дополнительной отчетности.
Мы не бросаем клиента на полпути, а доводим до конечного результата: правильно выстроенного налогового учета и полного исполнения всех налоговых обязательств.
Если аудит требуется для налоговой (в ходе ликвидации компании), отчет составляется по форме согласно приказа Министра финансов Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 293 «Об утверждении Правил проведения аудита по налогам и предоставления аудиторского заключения по налогам».
Заключение:
Хотите убедиться в качестве своего налогового учета и быть во всеоружии перед любой налоговой проверкой?
Получите бесплатный экспресс-анализ налоговых рисков вашей компании.
Для этого заполните заявку в форме ниже и наши специалисты свяжутся с вами.