
Что такое обязательный аудит и чем он регулируется?
Нормативной базой аудита в Казахстане является Закон РК от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности». Это основной нормативно-правовой акт, которым регулируется обязательность, периодичность и особенности проведения аудита различных категорий субъектов, а также регламентируются права и обязанности аудиторов и аудируемых субъектов и ответственность аудиторов за результаты проверки.
Согласно п.4) ст.1 данного закона, аудит – проверка в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Согласно п.1 ст.5 этого же закона, выделяется два вида аудита:
1) обязательный;
2) инициативный.
И если инициативный аудит подразумевает добровольное его прохождение, то для ряда субъектов периодическое прохождение аудита является их прямой обязанностью, установленной законом №304-I.
Кто обязан проходить обязательный аудит в Казахстане?
Кто подлежит обязательному аудиту в РК и с какой периодичностью?
Исчерпывающий перечень субъектов, подлежащих обязательному аудиту, установлен статьей 5 закона «Об аудиторской деятельности».
Важно: Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан публикуют в средствах массовой информации годовую
финансовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторский отчет.
Акционерные общества (АО).
Согласно п.1 ст.3 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» Акционерным обществом (АО) признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.
АО обладает имуществом, обособленным от имущества своих акционеров, и не отвечает по их обязательствам. Также АО несет ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества.
Согласно п.3 ст. 3 этого же закона, в случаях, предусмотренных законодательством РК, в организационно-правовой форме АО могут создаваться некоммерческие организации (НКО). В этом случае они тоже подпадают под обязанность проведения аудиторской проверки, поскольку закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает обязанность проведения аудита для АО без разделения их на коммерческие компании и НКО, созданные в форме АО.
Требование об обязательном прохождении аудита не распространяется на АО, признанные судом банкротом (п.2 ст.5 закона «Об аудиторской деятельности» РК).
Финансовые организации.
Ст.5 закона об «Аудиторской деятельности» устанавливает требование об обязательном прохождении аудита для таких организаций, как:
· банки;
· организации, в которых банк является крупным участником;
· банковские холдинги;
страховые (перестраховочные) организации;
· страховые холдинги;
· организации, в которых страховая (перестраховочная) организация и (или) страховой холдинг являются крупными участниками;
· страховой брокер.
Требование об обязательном прохождении аудита не распространяется на банки, страховые (перестраховочные) организации, лишенные лицензии и (или) находящиеся в процессе принудительной ликвидации (п.2 ст.5 закона «Об аудиторской деятельности»).
Компании-недропользователи.
Согласно все той же ст.5 закона №304-I, в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», юридические лица, обладающие правом недропользования на проведение операций по разведке и добыче углеводородов или разведке и добыче твердых полезных ископаемых также подлежат обязательному аудиту.
Так, согласно п.3 ст.76 закона «О недрах..» недропользователи, осуществляющие операции по разведке и добыче полезных ископаемых (за исключением старательства и операций по добыче общераспространенных полезных ископаемых), обязаны представлять компетентному органу отчетность, предусмотренную стандартом Инициативы прозрачности добывающих отраслей, подтвержденную лицом, являющимся аудитором в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности».
Форма данной отчетности и руководство по ее заполнению разрабатываются и утверждаются государственным органом, уполномоченным по реализации стандарта Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан.
В РК таким органом является Национальный Совет Заинтересованных Сторон (НСЗС). В его состав входят представители Правительства, депутаты Мажилиса Парламента, ассоциаций нефтедобывающих, горнорудных компаний и неправительственного сектора.
Крупные участники управляющего инвестиционным портфелем
Согласно п.34) ст.1 Закона РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461 управляющий инвестиционным портфелем (УИП) – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий от своего имени в интересах и за счет клиента деятельность по управлению объектами гражданских прав.
Согласно ст.72-1 этого же закона, ни одно лицо самостоятельно или совместно с другим (другими) лицом (лицами) не может (не могут) прямо или косвенно владеть, пользоваться и (или) распоряжаться десятью или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных) акций управляющего инвестиционным портфелем без получения предварительного письменного согласия уполномоченного органа.
Если же лицо намерено владеть 10% и более акций УИП, необходимо запросить согласие на приобретение статуса крупного участника, подав соответствующую заявку на портале E-gov.kz.
Согласно ст.5 закона «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат лица, официально получившие статус крупного участника управляющего инвестиционным портфелем.
Также обратите внимание, что согласно пп.7) п.7 ст.72-1 закона «О рынке ценных бумаг» для получения согласия на приобретение статуса крупного участника управляющего инвестиционным портфелем юридическое лицо-резидент Республики Казахстан обязано предоставить годовую финансовую отчетность за последние два завершенных финансовых года, заверенную аудиторской организацией, а также финансовую отчетность за последний завершенный квартал перед представлением соответствующего заявления. Т.е. прохождение аудита является обязательным и до получения статуса крупного участника УИП.
Товарищества с ограниченной ответственностью.
Согласно ст.5 закона №304-I обязательному аудиту подлежат также и ТОО, но не все, а только при одновременном выполнении следующих условий:
1) в составе ТОО имеются участники (учредители), владеющие менее 10% долей участия в уставном капитале;
2) среднегодовая численность работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше 3 000 000 МРП (в 2025 г. МРП -3 932 тг., т.е. ограничение по среднегодовому доходу составляет 11,79 млрд.тг.).
Таблица 1. Обязательный аудит ТОО в РК в 2025 г.
№ |
Есть участники с долей менее 10% |
Среднегодовая численность работников >250 чел. |
Среднегодовой доход свыше 11,79 млрд.тг. |
Обязательство по прохождению аудита |
1 |
+ |
+ |
+ |
да |
2 |
+ |
+ |
- |
да |
3 |
+ |
- |
+ |
да |
4 |
+ |
- |
- |
нет |
5 |
- |
+ |
+ |
нет |
6 |
- |
+ |
- |
нет |
7 |
- |
- |
+ |
нет |
8 |
- |
- |
- |
нет |
Здесь важно не запутаться в критериях и соблюсти оба условия, в противном случае прохождения аудита не является для ТОО обязательным.
Так, если в составе ТОО нет участников с долями менее 10% (например, присутствуют только 2 участника с долями по 50% каждый), то такие ТОО не подлежат обязательному аудиту даже при численности работников свыше 250 чел. или при превышении лимита среднегодового дохода.
Прочие организации.
Кто еще подлежит обязательному аудиту в Казахстане?
Согласно все той же ст.5 закона №304-I обязательному аудиту подлежат:
· застройщики и уполномоченные компании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве»;
· юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции.
· хлебоприемные предприятия.
Согласно п.15) ст. 1 Закона Республики Казахстан от 7 апреля 2016 года № 486-V «О долевом участии…» застройщик в сфере долевого участия в жилищном строительстве – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации долевого участия в жилищном строительстве многоквартирных жилых домов за счет собственных и (или) привлеченных денег посредством участия в уставном капитале уполномоченной компании.
Согласно п.18) ст.1 этого же закона, уполномоченная компания – юридическое лицо, 100% голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат застройщику, осуществляющее деятельность по обеспечению долевого строительства многоквартирного жилого дома и реализации долей в многоквартирном жилом доме, которое не вправе заниматься какой-либо иной коммерческой деятельностью, за исключением деятельности в специальных экономических зонах.
Согласно п.6) ст.1 Закона Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 143-II «О зерне», хлебоприемное предприятие - юридическое лицо, имеющее на праве собственности зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт), на котором осуществляется хранение зерна.
Если лицо подпадает под указанные определения, оно также подлежит обязательному аудиту своей деятельности.
Инвестиционные преференции предоставляются при реализации юридическим лицом инвестиционного проекта по видам деятельности, включенным в перечень приоритетных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РК от 14.01.2016 г. №13 (с учетом изменений и дополнений).
Условия предоставления инвестиционных преференций регламентируются ст.286 Предпринимательского кодекса РК.
Если организация является получателем инвестиционных преференций, она подлежит обязательному аудиту.
Сроки проведения обязательного аудита и предоставления отчета
Организации, которые подлежат обязательному аудиту, должны проводить его ежегодно. При этом позаботиться о его прохождении следует заранее, поскольку он должен быть завершен до сдачи годовой финансовой отчетности.
Сроки сдачи годовой отчетности не едины для всех и это нужно учитывать.
Согласно п 3.ст.19 закона от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в общем случае организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Однако, согласно п.3-1 этой же статьи, финансовые организации представляют годовые финансовые отчеты в сроки, установленные Национальным Банком Республики Казахстан.
В соответствии с п.10 Постановления Правления НацБанка РК от 28 января 2016 года № 41. «Об утверждении Правил представления финансовой отчетности финансовыми организациями» организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, ежегодно в срок до 30 апреля (включительно) года, следующего за отчетным годом, представляют в территориальный филиал НацБанка по месту своего нахождения годовую финансовую отчетность.
Согласно п.9 этого же Постановления, в Национальный Банк ежегодно в срок до 31 мая (включительно) года, следующего за отчетным годом, представляют годовую финансовую отчетность такие субъекты обязательного аудита, как:
· банки второго уровня;
· страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры;
· управляющие инвестиционным портфелем.
Отдельные сроки установлены для организаций публичного интереса для размещения годовой отчетности в Депозитарии финансовой отчетности.
Согласно п.7) ст.1 закона «О бухгалтерском учете» организации публичного интереса это:
· финансовые организации (за исключением обменников, кредитных товариществ, ломбардов, и МФО, созданных в форме хозяйственного товарищества),
· акционерные общества (за исключением некоммерческих),
· организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые),
· хлебоприемные предприятия,
· организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства.
Такие организации обязаны ежегодно не позднее 31 августа года, следующего за отчетным, представлять через интернет-ресурс депозитария в уполномоченную организацию годовую финансовую отчетность.
Согласно п.2 ст.5 закона «Об аудиторской деятельности» организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан публикуют в средствах массовой информации годовую финансовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторский отчет. Т.е. к моменту сдачи годовой отчетности должен быть готов и отчет о прохождении обязательного аудита.
Следовательно, аудит следует провести раньше (оптимально - в феврале–марте).
Ответственность за непроведение обязательного аудита в РК
В случае, если организация, подлежащая обязательному аудиту, уклоняется от его проведения или аудит проведен с опозданием, ей грозит административная ответственность в соответствии со ст.250 Кодекса об административных правонарушениях РК.
Уклонение от проведения обязательного аудита либо препятствование его проведению влечет штраф:
· на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 15 МРП;
· на субъектов среднего предпринимательства – 20 МРП;
· на субъектов крупного предпринимательства – 200 МРП.
Помимо штрафа за непроведение обязательного аудита отсутствие аудиторского отчета негативно влияет на деловую репутацию организации, снижая уровень доверия со стороны инвесторов, клиентов, партнеров, акционеров.
Также отсутствие аудита может стать причиной отказа в банковском кредитовании и невозможности сдать полный пакет отчетности в госорганы, что повлечет дополнительные штрафы.
Как проходит обязательный аудит с Алма Аудит?
Если вы обнаружили свою организацию в перечне подлежащих обязательному аудиту и приближаются сроки сдачи годовой отчетности, не следует затягивать с обращением в лицензированную аудиторскую компанию.
Аудиторская компания Алма Аудит имеет многолетний опыт в проведении аудита компаний в разных отраслях экономики (строительство, IT, производство, торговля, промышленность, образование, медицина и пр.). Мы включены в реестры AIFC и AIX, что позволяет обслуживать в т.ч. международные проекты.
Наша компания обладает правом на проведение обязательного аудита, что подтверждено Комитетом по контролю качества Профессионального совета по аудиторской деятельности и включением в перечень признаваемых аудиторских организаций.
Наша квалификация подтверждена:
· Членством в ПАО «Коллегия аудиторов РК» и Международной федерации бухгалтеров IFAC
· Членством в международной аудиторской сети "Nexia International"
· Лицензией № AFSA-O-EC-2024-1476 Международного Финансового Центра Астаны (МФЦА) на предоставление аудиторских услуг.
· Включением в перечень аудиторских организаций, признаваемых электронной торговой площадкой AIX (для проведения аудита инвесторов и эмитентов).
Обязательный аудит с Алма Аудит проходит в несколько этапов:
- Знакомство с компанией, определение специфики бизнеса, объема работ и подписание договора
- Подготовка и передача бухгалтерской отчетности и документации
- Проведение анализа рисков и проверочных процедур
- Обсуждение предварительных результатов с клиентом
- Финальный отчет и рекомендации по улучшению внутреннего контроля
Что нужно подготовить компании для прохождения обязательного аудита:
- Финансовую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств)
- Договоры с контрагентами
- Банк-выписки, счета, акты выполненных работ
- Первичные документы и внутренние регламенты
- Отчетность по налогам (КПН, НДС) и зарплатам
На всех этапах работы наши аудиторы будут сопровождать вас, подскажут и помогут пройти процедуру обязательного аудита максимально комфортно и качественно.
Часто задаваемые вопросы об обязательном аудите
Компании, которые впервые сталкиваются с обязанностью прохождения аудита, нуждаются в особой поддержке и консультациях. Поэтому мы подготовили ответы на самые популярные вопросы по прохождению обязательного аудита.
Наша компания - субъект микробизнеса, нужен ли нам аудит?
Согласно п.3 ст.24 Предпринимательского кодекса РК к субъектам микробизнеса относятся субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30 000 МРП.
При этом ст.5 закона «Об аудиторской деятельности» не предусматривает проведение обязательного аудита для ИП, а для ТОО такая обязанность возникает при одновременном выполнении двух условий:
1) наличие участников (учредители), владеющих менее 10% долей участия в уставном капитале;
2) среднегодовая численность работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше 3 000 000 МРП.
Следовательно, субъекты микробизнеса не подлежат обязательному аудиту, но могут пройти его добровольно.
Что, если мы не подлежим обязательному аудиту, но партнер просит заключение?
В этом случае вам необходим инициативный аудит, который мы также проводим.
Заключение
Вы изучили закон, но все равно не уверены, нужно ли именно вашей компании проходить обязательный аудит?
Риск в данном случае не оправдан! Проверьте наличие такого обязательства, чтобы избежать штрафов.
Свяжитесь с нами, и специалисты Алма Аудит помогут определить, подлежит ли ваша компания обязательному аудиту в 2025 году. Наша консультация бесплатна и ни к чему вас не обяжет.
Заполните форму ниже, и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.