В частности планируется изменить правила возврата ОСМС, ВОСМС
После принятия проекта планируется, что ГК «Правительство для граждан» будет осуществлять возврат:
1) взносов и отчислений плательщику, не имеющему ИИН и (или) в реквизитах которого допущены ошибки;
2) взносов и отчислений плательщику за лиц, освобожденных от уплаты отчислений;
3) отчислений от самостоятельных плательщиков, ИП и лиц, занимающихся частной практикой, оплативших в свою пользу;
4) отчислений в пользу самостоятельных плательщиков от третьих лиц, за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой;
5) взносов самостоятельных плательщиков, уплаченных в размере ниже установленного размера оплаты;
6) взносов ИП и лиц, занимающихся частной практикой в свою пользу, уплаченных в размере ниже установленного размера оплаты;
7) взносов самостоятельных плательщиков, ИП и лиц, занимающихся частной практикой уплаченных повторно в свою пользу, за один и тот же период;
8) взносов и отчислений за иностранных граждан.
Возврат излишне (ошибочно) зачисленных в Фонд сумм ОСМС и ВОСМС или пени осуществляется в следующих случаях:
1) ошибочно перечислены на счет фонда плательщиком или банком два и более раз на основании одного или нескольких платежных поручений;
2) излишне начислены (частичный возврат);
3) ошибочно уплачены за лиц, освобожденных от уплаты отчислений и взносов, взносы за которых уплачиваются государством;
4) неверно указан код назначения платежа;
5) в списочной части платежного поручения допущены ошибки;
6) неверно указаны реквизиты плательщика.
Для оформления возврата подается заявление о возврате излишне (ошибочно) зачисленных сумм одним из следующих способов:
1) посредством веб-портала «электронного правительства» или мобильного приложения «eGov mobile»;
2) на бумажном носителе в ЦОН.
Заявление третьими лицами подается по доверенности.
При подаче заявления работодателем или налоговым агентом прилагается заявление о согласии на возврат сумм от физического лица, в пользу которого произведены взносы.
Срок рассмотрения документов, поданных на бумажном носителе в ЦОН -15 рабочих дней со дня поступления заявления, из которых:
· 5 рабочих дней - в Государственной корпорации;
· 7 дней в Фонде для рассмотрения и принятия решения о возврате или отказе;
· 3 дня перечисление средств Государственной корпорацией или доведение причин отказа.
Срок рассмортения при подаче посредством портала или eGov mobile – 10 рабочих дней для рассмотрения и принятия решения о возврате или отказе.
Возврат документов услугополучателю может быть произведен по следующим основаниям:
1) в заявлении отсутствует подпись и (или) печать плательщика;
2) в заявлении неверно указаны (либо не указаны) реквизиты плательщика (ФИО, ИИН/БИН);
3) в заявлении неверно указаны (либо не указаны) реквизиты платежа (референс, период и сумма платежа);
4) форма заявления плательщика не соответствует утвержденной;
5) отсутствие заявления о согласии на возврат сумм от физического лица, в пользу которого произведены взносы при подаче заявления на возврат работодателем или налоговым агентом.
При подаче заявления работодателем или налоговым агентом заявление о согласии на возврат сумм от физического лица, в пользу которого произведены взносы, подписывается работником в личном кабинете портала или eGov mobile.
При подаче заявления работодателем или налоговым агентом заявление подписывается бухгалтером (при наличии) и первым руководителем.
При соответствии данных на портале электронное заявление(-я) услугополучателя поступает в АИС МТЗСН РК для дальнейшей передачи в ИС «Saqtandyrý». Сверка по отправленным и принятым данным между порталом, АИС МТЗСН РК и ИС «Saqtandyrý» проводится с периодичностью в 1 (один) час.
По результатам рассмотрения заявления плательщика о возврате излишне (ошибочно) зачисленных сумм отчислений и (или) взносов и (или) пени Фонд принимает следующее решение:
- о возврате плательщику излишне (ошибочно) зачисленных сумм;
- об отказе в возврате следующим основаниям:
1) суммы отчислений, взносов и (или) пени, указанные в заявлении услугополучателя, подлежат обязательной уплате в Фонд;
2) суммы отчислений и взносов, поступившие за период, были учтены для присвоения статуса «Потребитель медицинских услуг».
3) истечение срока исковой давности в 3 года со дня совершения платежа, согласно ст.178 Гражданского Кодекса РК.
При отказе в возврате по заявлениям поданным в электронном формате Фонд не позднее чем за 5 рабочих дней до завершения срока оказания Услуги направляет услугополучателю уведомление о предварительном отказе в возврате сумм в «личный кабинет» услугополучателя.
Возражения услугополучателя по предварительному отказу принимаются Фондом в течение 2 рабочих дней со дня его направления услугополучателю.
При этом, если в установленный срок услугополучатель не предоставляет и не высказывает возражения, это равнозначно отсутствию возражения к предварительному отказу.
Возражение услугополучателя, поданное в устной форме, заносится в протокол заслушивания.
При предоставлении или выражении возражения услугополучателем Фонд вправе принять решение об их удовлетворении либо об их полном или частичном отклонении.
После принятия положительного решения по заявлениям о возврате, Фонд формирует платежное поручение формата МТ-102 и осуществляет перечисление денег на банковский счет Государственной корпорации для последующего перечисления их плательщику.
Государственная корпорация формирует платежное поручение в формате МТ-102 и перечисляет плательщику сумму излишне (ошибочно) зачисленных отчислений и (или) взносов, и (или) пени в течение 3 операционных дней.