Налог на рекламу введен в Казахстане с 2019 г., однако, до сих пор у предпринимателей возникают вопросы: за какую рекламу нужно платить, а какая является бесплатной. Палата Предпринимателей «Атамекен» дала ответы на самые популярные вопросы предпринимателей.
Какая реклама облагается налогом?
Согласно пп.1-2 ст.3 закона «О рекламе» №508-II от 19.12.2003 г. и НК РК налогом облагается наружная реклама (визуальная), в том случае, если она размещена в открытом пространстве в населенных пунктах или в полосе отвода автодорог. Это могут быть такие объекты, как:
- билборды;
- баннеры;
- стенды;
- стелы;
- световые табло;
- указатели;
- афиши и т.д.
Согласно ст.605 НК РК, размер платы за размещение рекламы зависит от размера рекламного объекта. Чем больше площадь баннера, афиши и т.д., тем выше сумма к уплате. Если объект не двумерный, а например, представляет собой стелу из 2-х или 4-х рекламных сторон, то в расчет принимается каждая сторона объекта.
Если реклама размещена вдоль автодорог, и на въездах в город, а площадь объекта по одной стороне не превышает 3 кв.м., то ставка платы составляет 3-8 МРП (в зависимости от близости к населенному пункту). Если площадь объекта по одной стороне более 3 кв.м., то ставка увеличивается пропорционально отношению фактической площади объекта к базовым 3 кв.м.
При размещении рекламы на открытых пространствах внутри населенных пунктов размер платы зависит от вида объекта и от категории населенного пункта (республиканского, областного или районного значения). Точные базовые ставки платы можно узнать в п.3 ст.605 НК РК. При этом местные власти имеют право устанавливать более высокие ставки в пределах своих районов, но не более, чем в 2 раза выше базовой.
Вносится плата ежемесячно до 25 числа следующего месяца (ст.606 НК РК).
Правила размещения наружной рекламы утверждены Приказом Мининдустрии №233 от 18.04.2019 г.
За какие объекты не нужно платить?
Не вся информация, размещенная предпринимателем в открытом доступе, с точки зрения закона признается рекламой. Так, не относятся к наружной рекламе, а следовательно, не требуют внесения платы, следующие объекты:
- вывески (информация о роде деятельности физлица или организации, без привлечения внимания к качеству или цене);
- график работы;
- афиши (театральные, выставочные, спортивные, спортивно-массовые), если они размещены в специально отведенных для них местах;
- брендированые инструменты и авто;
- табло на АЗС с указанием видов и цен на нефтепродукты;
- мемориальные таблички;
- информация о курсах валют возле обменников;
- внутреннее оформление окон и витрин (в т.ч. декоративное и праздничное).
Кто и как контролирует предпринимателей по вопросу размещения рекламы?
Контролем за размещением рекламы занимается Управление городского планирования при акиматах. Госконтроль осуществляется в форме:
- профилактического контроля (анализа сведений из различных источников);
- целевых проверок.
При выявлении нарушений предпринимателю в течение 5 рабочих дней направляется рекомендация (вручается под роспись или письмом с уведомлением). Предприниматель вправе:
- направить возражения на рекомендацию (5 рабочих дней);
- исполнить рекомендацию (10 рабочих дней).
Если же нарушение не будет устранено в срок, на объект будет направлена проверка, по итогам которой будет наложен административный штраф по ст.505 КоАП РК:
- для физлиц -20 МРП;
- для малого бизнеса -30 МРП;
- для среднего бизнеса -40 МРП;
- для крупного бизнеса -100 МРП.
В случае, если объект будет признан объектом наружной рекламы, также будет доначислен налог (плата) с даты обнаружения такого объекта.
Защитить свои права предприниматель может:
- обжаловав действия проверяющих в вышестоящий госорган;
- обратившись в суд (гл.29 ст.157 Предпринимательского Кодекса РК).