Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Лица, приравненные к участникам ВОВ: кто это?

Лица, приравненные к участникам ВОВ: кто это?

#Полезное #Персонал

Опубликовано: 29.02.2024 Количество просмотров 37445
НК РК предусматривает различные налоговые льготы для отдельных категорий лиц. Ряд граждан имеет льготы по налогу на имущество, транспорт и т.д. Но наиболее существенные льготы предусмотрены по ИПН. Одной из таких категорий являются лица, приравненные по льготам к участникам ВОВ. НК РК не раскрывает содержание этой категории. Поэтому, давайте разберемся, кто же относится к таким лицам по закону.

Нормативная база.

При расчете ИПН с доходов граждан ст.346 НК РК предусмотрено большое количество разнообразных вычетов, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Льготы по ИПН предоставляются лицам, которые либо относятся к социально уязвимым категориям граждан, либо имеют заслуги перед страной или обществом.

Так, пп.2 п.1 ст.346 НК РК дает право на крупный вычет по ИПН в размере 882 МРП (3 042 900 тг. в 2023 г.). для участников ВОВ и воинов-интернационалистов. Такой же вычет положен и лицам, приравненным по льготам к участникам ВОВ. Кто же относится к таким лицам? НК РК не содержит перечня таких лиц, а вольная трактовка, разумеется, недопустима.

Следовательно, ответ на вопрос, кто же относится к таким лицам, нужно искать в других нормативных документах.

Таким документом является закон №322-VI от 06.05.2020 г. «О ветеранах», который и производит категорирование лиц, имеющих право на различные льготы, в т.ч и льготы по налогам.

Согласно ст.3 закона № 322-VI, в Казахстане официально закреплены следующие статусы:

  • ветераны ВОВ;

  • ветераны боевых действий на территории других государств;

  • ветераны, приравненные по льготам к ветеранам ВОВ;

  • ветераны труда.

Как видим, понятие «лица, приравненным по льготам к участникам ВОВ» здесь также не раскрыто. Откуда же оно взялось в НК РК?

Дело в том, что до 2020 г. в Казахстане действовал другой документ, регламентирующий права льготных категорий граждан: законом №2247 от 28.04.1995 г. «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним».

В этом законе отдельно фигурировала категория «лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам ВОВ». Это же понятие существовало в прежних редакциях НК РК и разногласий не вызывало.

Но после принятия в 2020 г. нового закона №322-VI категорирование было формально изменено. Это не значит, что часть граждан лишилась положенных льгот. Но чтобы узнать, кто же включен в данную категорию, нужно более детально изучить закон.

Теперь категория «лица, приравненные по льготам к участникам ВОВ» из отдельной категории перешла в состав подкатегории. Ст.6 закона №322-VI предусматривает, что в состав общей категории «Ветераны, приравненные по льготам к ветеранам ВОВ» теперь входят две подкатегории:

  1. Лица, приравненные по льготам к участникам ВОВ (как раз рассматриваемый нами вопрос);

  2. Лица, приравненные по льготам к инвалидам ВОВ.

Поэтому, решая вопрос о предоставлении вычета по ИПН в размере 882 МРП, нужно обращаться к ст.6 закона №322-VI, которая и содержит детальный перечень лиц, имеющих на него право.

Кто конкретно относится к лицам, приравненным по льготам к участникам ВОВ?

Полный перечень лиц, относящихся к льготным категориям граждан, можно уточнить в ст.4-8 закона №322-VI от 06.05.2020 г. Мы же детально остановимся на подкатегории «лица, приравненные по льготам к участникам ВОВ» (ст.6 закона).

Конкретный перечень лиц, входящий в данную подкатегорию, следующий:

  • бывшие военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности, которым назначена пенсия на льготных условиях за выслугу лет;

  • вольнонаемные сотрудники органов внутренних дел, госбезопасности, армии и флота, которым назначена пенсия на льготных условиях за выслугу лет;

  • «сыны полка» и юнги, бывшие таковыми в период ВОВ;

  • участники партизанских отрядов, антифашистского подполья, которые вели деятельность на территории зарубежных стран;

  • бывшие работники путей сообщения, связи, флота (в т.ч. промыслового и транспортного), авиации, которые в период ВОВ были переведены на положение военнослужащих;

  • награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Житель блокадного Ленинграда»;

  • несовершеннолетние узники концлагерей в период ВОВ;

  • ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС и непосредственные участники ядерных испытаний.

Как таким лицам реализовать свое право на льготу?

Использовать налоговую льготу по ИПН граждане могут по доходам, полученным от работодателя, либо при самостоятельном обложении доходов.

Большинство приведенных выше категорий лиц в настоящее время по факту не могут вести трудовую деятельность в силу возраста. События, в которых они принимали участие и тем самым получили право на льготное налогообложение доходов, происходили много десятков лет назад. Таким образом, воспользоваться льготой у налогового агента (работодателя) такие граждане вряд ли смогут.

Но если такая возможность есть, то для ее получения необходимо предоставить работодателю:

  • заявление в свободной форме;

  • документ, подтверждающий льготный статус.

 Но в большинстве случаев воспользоваться правом на льготу по ИПН такие лица могут только при самостоятельном обложении доходов. Например, в случае, если возникает обязанность по уплате ИПН с прироста стоимости при продаже недвижимости или авто.

Рассмотрим на примере, как воспользоваться льготой лицу, имеющему статус ликвидатора аварии на ЧАЭС. Такое лицо, согласно ст.6 закона №322-VI, относится к подкатегории «лица, приравненные по льготам к участникам ВОВ». А значит, согласно пп.2 п.1 ст.346 НК РК, имеет право на вычет по ИПН в размере 882 МРП.

Допустим, такое лицо приобрело квартиру в г. Алматы 20.01.2022 г. за 19 500 000 тг. Впоследствии, в течение 2022 г. эту квартиру собственник решит продать. Условная цена продажи составила 21 000 000 тг.

Поскольку квартира в собственности менее года, у лица возникает доход от прироста стоимости (пп.1 п.1 ст.331 НК РК). Т.е. при отсутствии права на вычет по ИПН, лицу потребовалось бы оплатить ИПН в бюджет с дохода, полученного от прироста стоимости квартиры.

21 000 000 -19 500 000 = 1 500 000 тг. (прирост стоимости)

1 500 000 *10% =150 000 тг. (ИПН к уплате).

В этом случае лицу потребовалось бы:

  • сдать в налоговую декларацию по форме 240.00 до 31 марта года, следующего за годом продажи (в нашем примере –до 31.03.2023 г.);

  • уплатить ИПН в бюджет до 10.04.2023 г.

Но поскольку ликвидатор аварии на ЧАЭС является лицом, относящимся к льготной категории, платить налог ему не придется.

При расчете суммы ИПН к уплате он вправе применить вычет в размере 882 МРП:

21 000 000 -19 500 000 –(882* 3 063) = 1 500 000 -2 701 566  = (-) 1 201 566 тг.

Как видим, налогооблагаемая сумма после применения вычета стала отрицательной. Т.е. ИПН к уплате равен нулю.

Собственнику в этом случае потребуется:

  • сдать в налоговую декларацию по форме 240.00 (указать, что ИПН к уплате равен нулю);

  • приложить к декларации копию документа, подтверждающего право на вычет по ИПН.

Таким образом, наличие подтверждающего документа позволит лицу сэкономить 150 000 тг. на уплате налога.

Отметим также, что неиспользованный остаток вычета (2 701 566 -1 500 000 =1 201 566 тг.) лицо сможет использовать до конца календарного года, если решит еще раз провести сделку с покупкой и последующей продажей второй квартиры.

Допустим, после того, как первая квартира продана, лицо приобрело 20.05.2022 г. на вырученную сумму еще один объект за 21 000 000 тг., а затем 30.09.2022 г. реализовало его уже за 23 000 000 тг.

Как будут рассчитываться налоги в этом случае?

Опять возникает прирост стоимости:

23 000 000 – 21 000 000 = 2 000 000 тг.

В стандартном случае пришлось бы уплатить ИПН с прироста стоимости:

2 000 000 *10 % = 200 000 тг.

Но в рассматриваемом случае у лица есть остаток неиспользованного вычета по ИПН в сумме 1 201 566 тг. Его можно использовать, чтобы уменьшить ИПН к уплате.

23 000 000 -21 000 000 -1 201 566 = 798 434 тг. (налогооблагаемая база по ИПН)

798 434 *10% =79 843,4 тг. (ИПН к уплате).

Таким образом, собственник, имеющий право на вычет по ИПН, в течение года получил доход:

1 500 000 тг. (при продаже первой квартиры);

2 000 000 тг. (при продаже второй квартиры)

Итого за год доход от прироста стоимости составил 3 500 000 тг.

При этом, благодаря тому, что лицо имеет статус «Лица, приравненного по льготам к участникам ВОВ», с полученного дохода ему придется уплатить в бюджет не 350 000 тг., а только 79 843,4 тг.

Где получить справку, подтверждающую право на льготу?

Для того, чтобы подтвердить свой статус и право на льготу по ИПН, лицам, приравненным по льготам к участникам ВОВ, нужно приложить к декларации соответствующую справку или иной документ.

Если на руках никакого подтверждения нет или документ был утрачен (утерян, испорчен и т.д.), справку можно получить на портале Egov.kz.

Для этого на портале после авторизации нужно перейти по вкладкам: «Главная», «Гражданам», «Социальное обеспечение», «Поддержка лиц с инвалидностью» и выбрать услугу «Выдача справок лицам, имеющим льготы (ветеранам ВОВ, боевых действий на территории других государств и участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС».

Справка выдается бесплатно, скачать ее можно будет в Личном кабинете на портале Egov.kz.

При наличии в базе сведений, время предоставления справки в электронном виде  - 5 минут. Если сведений в системе нет, справка выдается в течение 1 рабочего дня (при наличии сведений в архиве РК). Если же сведения не обнаружены, то срок выдачи справки продлевается до 30 рабочих дней. Это время необходимо для подачи и обработки запросов в соответствующие органы. О продлении срока выдачи справки заявитель будет уведомлен онлайн.

В том случае, если сведения придется запрашивать из архивов других стран бывшего СССР, то срок выдачи справки может составить до 90 рабочих дней.

Итоги:

К лицам, приравненным по льготам к участникам ВОВ, относится обширный перечень граждан, причастных к ведению военных действий в период ВОВ или пострадавших от них. Такие лица имеют право на вычет по ИПН. Для того, чтобы им воспользоваться, нужно иметь подтверждающий документ, либо официальную справку с портала Egov.kz. При отсутствии на руках документа о получении справки следует позаботиться заблаговременно, т.к. срок ее получения может составлять до 90 рабочих дней.


Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Полезное # Персонал

Сокращение штата: кого можно уволить и какие выплаты положены работнику

Порядок увольнения работника по сокращению штата в Казахстане.

# Полезное # Персонал

Может ли работодатель заставить написать заявление по собственному желанию?

Заявление на увольнение по собственному желанию не может быть написано под давлением.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Налоги

Налоговый кодекс 2027: что меняется для бухгалтера

Проект изменений в Налоговый кодекс 2027 планируют внести в сентябре на рассмотрение Курултая.

# Полезное # Персонал

Как найти работу без опыта работы и получать 30 МРП?

Трудоустройство выпускников без опыта работы через программу «Молодежная практика».

# Полезное # Персонал

Как искусственный интеллект меняет рынок труда в Казахстане

Цифровые компетенции и рынок труда. Применение инструментов ИИ в работе и трудоустройстве соискателей.

# Новости # Юридические услуги

Выплаты декретных пересмотрят: пособия будут назначать с учетом нуждаемости

Порядок назначения государственных пособий привяжут к категории нуждаемости.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Полезное # Персонал

Водительские права в цифровом виде на Egov.kz.

Как можно найти цифровые версии своих документов на портале Egov.kz.

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # Персонал

Задержка зарплаты в Казахстане: что делать работнику и сколько заплатит работодатель

Что делать работнику, если зарплату задержали. Чем грозит работодателю несвоевременная выплата зарплаты работникам.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # Персонал

Можно ли уволить сотрудника, который часто берет больничный

Можно ли уволить сотрудника, который ежемесячно несколько раз берет краткосрочные больничные.

# Полезное # Персонал

Может ли работодатель дать выходной в день рождения?

Законно ли требовать выходной в день рождения. Может ли работодатель дать отгул добровольно.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # Персонал

Часть денег из страхового аннуитета можно вернуть в ЕНПФ

Как вкладчику вернуть часть денег из страхового аннуитета в ЕНПФ. Какая сумма должна остаться в страховой организации. Куда подать заявку о возврате излишка.

# Полезное # Персонал

Что такое ИИН и как получить ИИН.

Что такое ИИН. Для чего он применяется. Как и где получить ИИН. Как получить ИИН иностранцу. Чем полезен портал Egov.kz при получении ИИН.

# Новости # Бухгалтерия

Как заполнить ф.200.05, если работник относится к нескольким категориям физлиц одновременно.

Как отразить в ф.200.05 тот факт, что работник одновременно относится к нескольким категориям физлиц.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

Наши сервисы