Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

Может ли физическое лицо –нерезидент иметь недвижимость в Казахстане

Может ли физическое лицо –нерезидент иметь недвижимость в Казахстане

#Полезное #Персонал

Опубликовано: 02.04.2026 Количество просмотров 51073
Нередко граждане РК, имеющие в собственности недвижимость на территории Казахстана, меняют официальное гражданство, не меняя при этом место проживания. Также иностранцы (как правило, граждане СНГ) получают недвижимость в наследство от родственников-граждан РК. Могут ли иностранцы-нерезиденты владеть недвижимостью в Казахстане или имеющееся или полученное имущество следует продать? Какие возникают налоговые обязательства при этом? Давайте разберемся.

Понятие гражданства и резидентства.

Согласно ст.2 закона №2337 от 19.06.1995 г. «О правовом положении иностранцев», иностранцами на территории Казахстана признаются лица одновременно:

  • не являющиеся гражданами РК;
  • способные доказать свою принадлежность к гражданству другой страны (например, имеющие паспорт другой страны).

Отдельно существует понятие налогового резидентства. Согласно ст.222 нового НК РК, резидентом РК признается физлицо:

  • постоянно пребывающее в Республике Казахстан (не менее 183 календарных дней в течение последовательных 12 месяцев);
  • при наличии центра его жизненных интересов в РК (наличие ВНЖ в Казахстане, проживание здесь семьи, наличие недвижимого имущества).

Лица, являющиеся гражданами РК, или подавшие заявление о приеме в гражданство РК или о разрешении на постоянное проживание признаются резидентами РК независимо от времени проживания в стране.

Под нерезидентами же подразумеваются физические лица, ведущие деятельность в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.

Согласно пп.1 ст.225 НК РК нерезидентом РК признается лицо, не являющееся резидентом в соответствии со ст.222 НК РК.

Соответственно, физлицо может иметь статусы гражданина/иностранца и резидента/нерезидента в нескольких комбинациях:

  • быть гражданином и резидентом РК;
  • быть иностранцем-резидентом РК;
  • быть иностранцем-нерезидентом РК.

От этого зависит наличие ряда прав и обязанностей, в т.ч. и касательно налогообложения.

Кто из иностранцев может иметь недвижимость на территории Казахстана?

Ст.9 закона №2337 от 19.06.1995 г. «О правовом положении иностранцев» гласит, что иностранцы, постоянно проживающие в РК (т.е. имеющие ВНЖ согласно ст.4 закона №2337) имеют те же права и обязанности в сфере жилищных отношений, что и граждане РК.

Это означает, что иностранцы с ВНЖ могут иметь на праве собственности жилье и иное имущество в Казахстане.

Пп.24 и 28 ст.2 закона №94 от 16.04.1997 г. «О жилищных отношениях» дается определение следующим понятиям:

  • жилище –отдельная жилая единица (дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным нормам и правилам;
  • квартира – это отдельное жилище, являющееся частью многоквартирного жилого дома, предназначенное и используемое для постоянного проживания.

Временно пребывающие в РК иностранцы могут пользоваться имущественными правами на основании международных договоров, ратифицированных РК, а также на основании норм местного законодательства.

Чаще всего проблемы с недвижимостью возникают именно у этой категории лиц –иностранцев-нерезидентов РК, которые имеют или которым досталась в дар или по наследству недвижимость в Казахстане.

Дело в том, что согласно п.1 ст.252 ГК РК, если в собственности лица оказалось имущество, которое не может ему принадлежать по нормам действующего законодательства, то это имущество должно быть отчуждено (продано, подарено и т.д.) в течение 1 года с момента возникновения права собственности на него.

Если лицо пропустит этот срок, такое имущество подлежит принудительному отчуждению по решению суда. Собственнику при этом возмещается стоимость имущества за минусом затрат по отчуждению. По сути это означает, что имущество должно быть продано с торгов.

На практике данная статья активно не применяется. Но иностранец -нерезидент собственник недвижимости должен знать, что такая угроза существует. А значит, есть шанс потерять часть стоимости своего имущества, если не соблюсти требование по добровольному отчуждению в установленный срок.

Какие налоговые риски несет иностранец-нерезидент владеющий недвижимостью в РК?

Согласно п.1 ст.117 ГК РК, к недвижимому имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • здания и сооружения;
  • многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей.

Квартиры и иные жилые помещения признаются самостоятельными объектами недвижимости, если они находятся в индивидуальной (раздельной) собственности.

НК РК в качестве налогоплательщика признает в т.ч. и иностранцев (пп.7,14,16 ст.3 нового НК РК).

Согласно п.2 ст. 221 НК РК, нерезидент тоже обязан уплачивать в бюджет налоги с доходов, полученных из источников в РК. В случае с получением в дар или по наследству имущества- это ИПН.

Согласно пп.7 п.1 ст.679 НК РК, доходами нерезидента из источников в РК является доход от прироста стоимости при реализации имущества, находящегося на территории РК, сделки с которым подлежат госрегистрации. Сделки с недвижимостью, напомним, подлежат госрегистрации, согласно пп.1 ст.4 закона №310 от 26.07.2007 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Исчислить, и перечислить ИПН физлицо-нерезидент обязано по ставкам, предусмотренным ст.682 НК РК (для доходов от прироста стоимости при продаже недвижимости -15%, согласно пп.5 п.1 ст.682 НК РК). Сроки сдачи налоговой декларации ф.270.00 - до 15 сентября года, следующего за отчетным.

Имеет значение и гражданство иностранца. Если иностранец является гражданином государства с льготным налогообложением (п.2 ст.682 НК РК), то для таких лиц ставка налогообложения выше -20%.

Перечень таких государств утвержден Приказом Минфина №142 от 08.02.2018 г.

Обращаем особое внимание, что налогообложению подлежит не стоимость имущества как таковая, а доход от прироста стоимости. Прирост стоимости –это разница между стоимостью реализации имущества и стоимостью его приобретения.

В случае, если недвижимость получена в дар или по наследству, стоимость приобретения равна нулю. 

Когда нужно сдать налоговую декларацию иностранцу?

Согласно ст.418 НК РК, декларация по ИПН представляется в налоговый орган по месту пребывания (жительства) налогоплательщика не позднее 15 сентября года, следующего за отчетным календарным годом. Физлицу-нерезиденту следует:

  • получить казахстанский ИИН, чтобы иметь возможность уплатить налоги;
  • исчислить ИПН с прироста стоимости самостоятельно;
  • заполнить и сдать Декларацию (ф.270.00) до 15 сентября года, следующего за отчетным.

Если иностранец-нерезидент выехал за пределы РК в течение текущего отчетного периода и не въехал обратно до 15 сентября следующего года, он вправе предоставить ф.270.00 и уплатить налог в течение текущего налогового периода. Декларация при этом сдается за период с начала текущего налогового периода до даты убытия лица за пределы РК.

Итоги:

Если у иностранца есть ВНЖ в Казахстане, он вправе владеть недвижимостью наравне с гражданами РК. Если же иностранец –нерезидент, то при получении в дар или по наследству недвижимости в Казахстане он должен:

  • реализовать (или подарить) ее в течение 1 года;
  • рассчитать ИПН с прироста стоимости;
  • подать до 15 сентября будущего года декларацию по ф.270.00;
  • уплатить ИПН в бюджет до 25 сентября будущего года.     

Если у вас сложная ситуация, касательно налогообложения недвижимости в Казахстане, или вы ищете варианты, как законно снизить сумму налога к уплате, вам помогут специалисты «Mybuh.kz». Оставьте заявку и грамотные юристы и налоговые консультанты подскажут, как решить ваш вопрос.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # Персонал

Сокращение штата: кого можно уволить и какие выплаты положены работнику

Порядок увольнения работника по сокращению штата в Казахстане.

# Новости # Юридические услуги

Выплаты декретных пересмотрят: пособия будут назначать с учетом нуждаемости

Порядок назначения государственных пособий привяжут к категории нуждаемости.

# Новости # Бухгалтерия

Как заполнить ф.200.05, если работник относится к нескольким категориям физлиц одновременно.

Как отразить в ф.200.05 тот факт, что работник одновременно относится к нескольким категориям физлиц.

# Полезное # Персонал

Может ли работодатель заставить написать заявление по собственному желанию?

Заявление на увольнение по собственному желанию не может быть написано под давлением.

# Полезное # Персонал

Можно ли уволить сотрудника, который часто берет больничный

Можно ли уволить сотрудника, который ежемесячно несколько раз берет краткосрочные больничные.

# Полезное # Персонал

Как найти работу без опыта работы и получать 30 МРП?

Трудоустройство выпускников без опыта работы через программу «Молодежная практика».

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Полезное # Персонал

Как искусственный интеллект меняет рынок труда в Казахстане

Цифровые компетенции и рынок труда. Применение инструментов ИИ в работе и трудоустройстве соискателей.

# Полезное # Персонал

Задержка зарплаты в Казахстане: что делать работнику и сколько заплатит работодатель

Что делать работнику, если зарплату задержали. Чем грозит работодателю несвоевременная выплата зарплаты работникам.

# Новости # Налоги

Налоговый кодекс 2027: что меняется для бухгалтера

Проект изменений в Налоговый кодекс 2027 планируют внести в сентябре на рассмотрение Курултая.

# Полезное # Персонал

Что такое ИИН и как получить ИИН.

Что такое ИИН. Для чего он применяется. Как и где получить ИИН. Как получить ИИН иностранцу. Чем полезен портал Egov.kz при получении ИИН.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # Персонал

Может ли работодатель дать выходной в день рождения?

Законно ли требовать выходной в день рождения. Может ли работодатель дать отгул добровольно.

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Полезное # Персонал

Водительские права в цифровом виде на Egov.kz.

Как можно найти цифровые версии своих документов на портале Egov.kz.

# Полезное # Персонал

Часть денег из страхового аннуитета можно вернуть в ЕНПФ

Как вкладчику вернуть часть денег из страхового аннуитета в ЕНПФ. Какая сумма должна остаться в страховой организации. Куда подать заявку о возврате излишка.

Наши сервисы