Налоговый отчетный период стартовал! Не забудьте сдать 200 и 300 формы до 15 ноября!

ИПН с продажи наследства нерезидентом.

ИПН с продажи наследства нерезидентом.

#Полезное #О Налогах

Опубликовано: 17.04.2025 Количество просмотров 37901
Нередки ситуации, когда наследником имущества в Казахстане является иностранец –нерезидент РК. Это зачастую родственники, проживающие в РФ, Кыргызстане и других странах СНГ и дальнего зарубежья. Какие обязанности по уплате ИПН возникают у наследника-иностранца при продаже унаследованного имущества?

КГД МФ РК поясняет порядок налогообложения дохода от прироста стоимости в таких ситуациях.

Во-первых, доход, возникший при получении унаследованной квартиры (дома, участка) наследником-иностранцем будет признаваться доходами нерезидента согласно п.30 ст.644 НК РК. И налог необходимо уплатить по факту получения имущества, даже если наследник не продает его и не имеет дохода от прироста стоимости.

При этом стоимость имущества, которая облагается ИПН, устанавливает ГК «Правительство для граждан». Стоимость определяется по состоянию на 1 января того года, в котором получено наследство. Если же госорган не сможет установить стоимость, ее следует определить на основании отчета об оценке. Отчет необходимо заказать в любой оценочной компании, имеющей лицензию.

Таким образом, если наследник-иностранец (нерезидент РК) вступил в наследство, получив имущество, находящееся в РК, он обязан:

  • в срок до 15 сентября года, следующего за годом вступления в наследство, предоставить в налоговую ф.270.00 (напомним, ф.240.00 упразднена с 2025 г.);
  • в срок  до 25 сентября (т.е. не позднее 10 календарных дней с даты сдачи декларации) уплатить в бюджет ИПН по ставке 20% к сумме дохода, определенной госорганом (пп.1 п.1 ст.646 НК РК). Налоговые вычеты при этом не применяются.

Еще раз обращаем внимание, что ИПН нужно уплатить на основании самого факта вступления в наследство иностранцем-нерезидентом.

Есть возможность освободиться от уплаты налога в РК, если наследник-иностранец предоставит в казахстанский налоговый орган документ, подтверждающий налоговое резидентство страны-гражданства. Документ предоставляется одновременно с подачей декларации по ф.270.00. В этом случае лицо уплатит ИПН в своей стране гражданства (ст.671, ст. 675 НК РК). Это возможно только в том случае, если у Казахстана со страной гражданства наследника имеется заключенный соответствующий международный договор. Преимущество данного варианта в том, что ставка налога, по которому будут облагаться доходы лица в стране гражданства, могут быть ниже, чем ставка 20%, применяемая к доходам иностранцев в РК.

Если же наследник иностранец-нерезидент РК впоследствии реализует унаследованное имущество, он обязан уплатить ИПН с прироста стоимости.

Следует иметь ввиду, что в случае с наследником-иностранцем срок владения имуществом не влияет на обязанность по уплате ИПН. Даже если имущество будет находиться в собственности иностранца более 1 года, он все равно обязан будет уплатить ИПН при реализации этого имущества.

Также в случае наследования иностранцем отсутствует стоимость приобретения имущества. Та стоимость, которую определит ГК «Правительство для граждан» не может идти на уменьшение налогооблагаемой базы. Обложению ИПН подлежит вся стоимость продажи –вся сумма будет считаться приростом стоимости.

Ставка в этом случае применяется в размере 15% (пп.5 п.1 ст.646 НК РК). Если иностранец зарегистрирован в стране с льготным налогообложением, то ставка составит 20% (п.2 ст.646 НК РК).

В этом случае также необходимо будет представить декларацию по ф.270.00 в срок до 15 сентября года, следующего за годом продажи имущества. Налог уплачивается в бюджет не позднее 10 дней с даты подачи декларации.

Пример:

Физлицо-нерезидент получило в Казахстане в наследство квартиру 01.05.2024 г. ГК «Правительство для граждан» определило ее стоимость в размере 30 000 000 тг. по состоянию на 01.01.2024 г.

Если иностранец предоставит в налоговую документ, подтверждающий резидентство, то он освобождается от уплаты ИПН с полученного дохода в виде квартиры. Если же документ не будет предоставлен, придется уплатить ИПН:

30 000 000 *20% =6 000 000 тг.

Если впоследствии наследник решит продать квартиру за 35 000 000 тг., он обязан будет уплатить ИПН с прироста стоимости:

35 000 000 *15% =5 250 000 тг.

Итого, иностранец будет вынужден уплатить в бюджет РК 11 250 000 тг. налога, если не сможет предоставить документ, подтверждающий резидентство страны-гражданства.

Насколько полезна была статья?

(0)
___PSEUDO_INLINE_PLACEHOLDER___
Оставить комментарий
Все комментарии
Загрузка кода...

Новые видео на Youtube

Не пропусти всё самое интересное на нашем канале!

Перейти на канал

Больше интересных статей

# Полезное # О налогах

Выплата дивидендов, какими налогами облагаются дивиденды ТОО в 2026 г.

Выплата дивидендов казахстанскими ТОО: нужно ли платить налоги? Как выплачиваются дивиденды ТОО в Казахстане. Каков порядок налогообложения выплаченных дивидендов. Кто является налоговым агентом и по каким ставкам удерживается налог.

# Полезное # О налогах

Как нотариусу рассчитать налоги за себя в 2026 г.?

Как частному нотариусу рассчитать за себя сумму ИПН и соцплатежей.

# Полезное # О налогах

ИПН с дивидендов: с 2026 года ставки налога вырастут

Ставки ИПН при налогообложении дивидендов с 2026 г.

# Полезное # О налогах

ИПН 2026: что примут ретроспективно, а что – с 2027 г.

Какие изменения по ИПН для физлиц, ИП и ЧСИ планируется внести в НК РК. Какие изменения будут введены ретроспективно.

# Новости # Бухгалтерия

Конференция Mybuh.kz -2026: регистрация открыта!

Где и когда состоится очередная ежегодная Конференция Mybuh.kz для бухгалтеров и предпринимателей.

# Полезное # О налогах

«Налог на наследство»: существует ли он в Казахстане?

Нужно ли наследникам уплачивать какие-либо налог в бюджет при получении наследства. В каких случаях этого можно избежать.

# Новости # Бизнес

CarGoRuqsat - бронирование электронной очереди для грузоперевозчиков в 2026 году

Внедрение системы электронной очереди «CarGoRuqsat» на автомобильных пунктах пропуска для грузоперевозчиков.

# Полезное # О налогах

Отнесение на вычет по КПН расходов по приобретению ТРУ у контрагентов на упрощенке

Можно ли отнести на вычеты по КПН расходы при покупке товаров, работ и услуг у лиц, применяющих СНР на основе упрощенной декларации.

# Новости # Налоги

Отсрочка (рассрочка) по налогам в 2026 году

Как налогоплательщику отсрочить уплату налогов и не получить штраф в 2026 г.

# Полезное # О налогах

Приложение 200.05 — когда сдавать?

Когда заполняется приложение 200.05 в ФНО 200.00 в 2026 году

# Полезное # О налогах

Уведомление о расхождениях по камеральному контролю: что делать налогоплательщику

Действия налогоплательщика при получении уведомления о расхождениях по результатам камерального контроля.

# Полезное # О налогах

Удерживают ли ИПН с пенсионного аннуитета?

Будет ли удерживаться ИПН с суммы пенсионного аннуитета.

# Новости # Налоги

Налоговый кодекс 2027: что меняется для бухгалтера

Проект изменений в Налоговый кодекс 2027 планируют внести в сентябре на рассмотрение Курултая.

# Полезное # О налогах

Как обжаловать результаты налоговой проверки в Казахстане: срок подачи жалобы

Порядок и сроки обжалования налогоплательщиком результатов налоговой проверки.

# Новости # Юридические услуги

Выплаты декретных пересмотрят: пособия будут назначать с учетом нуждаемости

Порядок назначения государственных пособий привяжут к категории нуждаемости.

# Полезное # ИП и ТОО

Регистрация ИП в Казахстане

Как самостоятельно зарегистрировать ИП. Как провести регистрацию удаленно. Что понадобится для открытия ИП. В чем преимущество открытия ИП с помощью специалистов Mybuh.kz.

# Полезное # Бухгалтерия

Женщина –ИП уходит в декрет: платить ли за себя ОПВ, СО и ВОСМС

Нужно ли женщине-предпринимателю продолжать уплачивать за себя ОПВ, СО и ВОСМС, если она находится в декрете, но ИП не приостановлено. Как это отразится на получении выплат из ГФСС.

# Полезное # О налогах

Налоговое обследование: как проходит и что делать, если налогоплательщика не нашли по адресу

Для чего проводится налоговое обследование. Процедура налогового обследования.

# Полезное # ИП и ТОО

Кадастровая информация: где узнать сведения об участке в режиме онлайн

Как гражданам быстро и бесплатно получить сведения об участке в режиме онлайн.

# Полезное # НДС, СНТ, ЭСФ

Постановка на учет по НДС в Казахстане в 2026 г.

Постановка на учет по НДС: кто и когда встает на учет в 2026 г. Обязательная и добровольная постановка на учет по НДС. В каком случае вставать на учет по НДС обязательно. Кто освобожден от постановки на учет.

Наши сервисы