
Налогообложение и статус резидентства: как они связаны?
Принимая на работу иностранца казахстанскому работодателю важно прояснить несколько вопросов:
-
иностранец – гражданин страны, входящей в ЕАЭС, или не входящей в ЕАЭС;
-
является ли он налоговым резидентом Казахстана;
-
есть ли у него ВНЖ в Казахстане;
-
будет ли он оформлен в штат (т.е. будет заключен трудовой договор) или будет заключаться договор ГПХ.
От различного сочетания этих факторов будет зависеть налогообложение доходов, выплачиваемых работнику-иностранцу казахстанским работодателем.
В ЕАЭС входят следующие страны, помимо Республики Казахстан: Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения. Принадлежность сотрудника к гражданству этих стран предполагает совсем иной подход к налогообложению его доходов, чем к гражданам третьих стран, не входящих в ЕАЭС.
Следующий статус –резидентство. Согласно пп.1 п.1 и п. 2, 3 ст. 217 НК РК резидентом РК в целях налогообложения признается физическое лицо:
-
постоянно пребывающее в РК (не менее 183 календарных дней, включая дни приезда и отъезда, в течение 12 месячного периода);
-
непостоянно пребывающее в РК, но центр жизненных интересов которого находится в РК.
При этом центр жизненных интересов физлица признается находящимся в Казахстане при одновременном выполнении следующих условий:
-
наличие гражданства РК или ВНЖ;
-
супруг (а) или близкие родственники физлица проживают в РК;
-
наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физлицу или его супругу(е) или его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания.
Заключать с иностранцем трудовой договор или договор ГПХ –зависит от работодателя. Каждый из этих двух вариантов влечет разный подход к налогообложению.
Нормативная база.
Исчисление налогов и соцплатежей с доходов нерезидентов, работающих по трудовому договору и договору ГПХ регулируется:
-
Договором о ЕАЭС.;
-
Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС.
-
НК РК;
-
Социальным кодексом РК;
-
законом «Об обязательном социальном медицинском страховании».
В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся других государств-членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда (т.е. им не требуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы).
Учитывая, что согласно ст. 4 Конституции РК, международные договора, ратифицированные РК, имеют приоритет, трудящимся государств-членов ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, вступившее в силу с 01.01.2021 г., также является международным договором, нормы которого распространяются на трудящихся - граждан государств-членов ЕАЭС, временно пребывающих в других странах ЕАЭС с целью осуществления трудовой деятельности.
Согласно ст. 2 данного Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся-граждан стран ЕАЭС осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
Согласно Социального кодекса иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Согласно п. 2 ст. 2 и п.22 ст.2 закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, а также кандасы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами РК.
Согласно Социального кодекса подлежат обязательному социальному страхованию иностранцы и лица без гражданства, а также кандасы, постоянно проживающие на территории РК и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории РК.
С 2024 г. также появилась обязанность по уплате обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР) за работников и иных лиц, за исключением:
2) лиц с инвалидностью первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
3) военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;
4) получателей пенсионных выплат за выслугу лет;
5) судей Конституционного Суда Республики Казахстан, полномочия которых прекращены в связи с истечением установленного Конституцией Республики Казахстан срока пребывания в должности, получающих ежемесячное пожизненное содержание, судей в отставке, получающих ежемесячное денежное содержание;
6) лиц, родившихся до 1 января 1975 года (ст. 248 Социального кодекса РК).
ОПВР, подлежащие уплате в ЕНПФ, осуществляются за счет собственных средств агента.
Налогообложение доходов иностранцев-резидентов и нерезидентов РК.
Основное влияние на налогообложение имеет не только гражданство иностранца, но и статус резидентства. От того, является ли иностранец резидентом или не резидентом РК зависит порядок исчисления ИПН:
-
резидент РК имеет право на вычеты (ст.342-349 НК РК) и корректировки дохода (п.1-1 ст.353 НК РК, п.1 ст.341 НК РК);
-
нерезидент, согласно п. 1, 3 ст. 655 НК РК , не имеет права на вычеты по ИПН, и не применяет корректировки по п. 1-1 ст. 353 НК РК и п. 1 ст. 341 НК РК.
Так, с доходов гражданина страны-члена ЕАЭС, работающего по трудовому договору в Казахстане, проживающего постоянно в РК, имеющего ВНЖ в РК, и являющегося резидентом РК исчисляются: ИПН по ставке 10%, ОПВ 10%, ОПВР 1,5%, ООСМС 3%, ВОСМС 2%, СО 3,5% и СН в зависимости от налогового режима работодателя.
Если он же работает по договору ГПХ, уплачиваются ИПН 10%, ОПВ 10%, ВОСМС 2%.
ОПВР с доходов по договорам ГПХ не уплачиваются, поскольку объектами исчисления ОПВР для юридических лиц является ежемесячный доход только наемных работников, лиц, имеющих иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), принимаемый для исчисления ОПВР.
С доходов гражданина страны-члена ЕАЭС, работающего по трудовому договору в Казахстане, проживающего постоянно в РК, не имеющего ВНЖ в РК, и являющегося резидентом РК исчисляются также ИПН по ставке 10%, ОПВ 10%, ОПВР 1,5%, ООСМС 3%, ВОСМС 2%, СО 3,5% и СН в зависимости от налогового режима работодателя.
Если он же работает по договору ГПХ, уплачиваются ИПН 10%, ОПВ 10%, ВОСМС 2%.
Обратите внимание, что с 01.01.2025 г. с доходов работающих по договорам ГПХ также будут исчисляться социальные отчисления (СО) согласно нормам Социального кодекса.
Если работник гражданин страны, не входящей в ЕАЭС, не имеет ВНЖ в РК, то за него не уплачиваются ОПВ и ОПВР и нет ВОСМС.
Если работник гражданин страны, не входящей в ЕАЭС, имеет ВНЖ в РК, то ВОСМС и ОПВ и ОПВР исчисляется также, как у граждан РК.
Согласно п. 2 ст. 353 НК РК, размер облагаемого дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг по договорам ГПХ, кроме имущественного дохода, полученного физлицом, не являющимся ИП или лицом, занимающимся частной практикой, определяется в следующем порядке:
-
сумма доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, полученных в текущем налоговом периоде (кроме имущественного дохода);
-
минус сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренной п. 1 ст. 341 НК РК,
-
минус сумма налогового вычета в виде ОПВ, ВОСМС и стандартных вычетов, указанных в пп. 2, 3 п. 1 ст. 346 НК РК.
Если работник - нерезидент РК, то его доходы из источников в РК, за исключением доходов, указанных в п. 1 ст. 656 НК РК, облагаются ИПН у источника выплаты по ставкам, указанным в ст. 646 НК РК, без осуществления налоговых вычетов. Ставка ИПН для физлица- нерезидента, согласно ст.646 НК РК составляет 20%.
Исчисление и удержание ИПН по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту.
ИПН у источника выплаты удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода физическому лицу-нерезиденту.
Перечисление ИПН с доходов физического лица-нерезидента, подлежащих налогообложению у источника выплаты, в бюджет, производится налоговым агентом по месту нахождения не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию.
При выплате дохода в иностранной валюте размер дохода, облагаемого у источника выплаты, пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате выплаты дохода.
Если вам требуется консультация бухгалтера или налогового эксперта по вопросам налогообложения нерезидентов, или помощь в составлении налоговой отчетности, вам помогут специалисты «Mybuh.kz». Также мы оказываем услугу кадрового аутсорсинга: все вопросы, связанные с оформлением приема и увольнения работников (в т.ч. иностранцев) и заключением договоров с работающими по ГПХ, мы возьмем на себя. Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в рабочее время.
Также вам могут быть интересны другие материалы по данной теме:
Прием на работу гражданина РФ: трудовой договор или договор ГПХ?
Работник из РФ под договору ГПХ: какие налоги оплачивать?
У нерезидента из ЕАЭС нет ИИН: как оплачивать ОПВ и ВОСМС по договору ГПХ?
Договор возмездного оказания услуг с нерезидентом: какие налоги платить?
ОПВ за нерезидентов из ЕАЭС: как оплачивать?