Нормативная база по страхованию ГПО перевозчика (пассажирские перевозки).
Казахстанские перевозчики, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, обязаны застраховать свою ответственность. Такое требование содержится в законе №444 от 01.07.2003 г. «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами».
Согласно п.2 ст.1 закона №444 пассажир – это физическое лицо, заключившее договор перевозки с перевозчиком в устной или письменной форме.
Согласно п.13 ст.1 данного закона перевозчик – это физическое или юридическое лицо, владеющее транспортом и осуществляющее перевозку пассажиров и их имущества за плату или по найму.
Страхованию при этом подлежат перевозки, осуществляемые следующими видами транспорта:
- железнодорожный;
- морской;
- внутренний водный;
- воздушный;
- автомобильный.
При этом под гражданско-правовой ответственностью (ГПО) перевозчика перед пассажирами понимается его обязанность возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров при их перевозке (п.14 ст.1 закона №444).
Следовательно, если в результате перевозки пассажирам причинен ущерб их жизни, здоровью или имуществу, перевозчик обязуется возместить вред. Поскольку при массовых перевозках речь может идти об астрономических суммах, то перевозчик обязан иметь страховку на этот случай. Это позволит защитить имущественные интересы пассажиров: они не будут зависеть от материального положения перевозчика и не будут вынуждены длительное время ожидать возмещения вреда. Выплаты за перевозчика выплатит страховая компания.
Нюансы договора обязательного страхования ГПО перевозчика.
Согласно ст.3 закона №444 от 01.07.2003 г. объектом обязательного страхования ГПО перевозчика перед пассажирами является имущественный интерес перевозчика, связанный с его обязанностью возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров при их перевозке. Иными словами, страховая компания страхует перевозчика от ситуации, когда он не сможет за свой счет возместить ущерб пострадавшим пассажирам.
Целью данного вида страхования, согласно ст.4 закона №444, является обеспечение защиты имущественных интересов пассажиров при их перевозке посредством осуществления страховых выплат. Независимо от материального положения перевозчика-физлица или финансового состояния перевозчика-юридического лица все пострадавшие получат компенсацию от страховой компании при наступлении страхового случая.
Как упоминалось выше, страхованию подлежат перевозки железнодорожным, морским, водным, воздушным и автомобильным транспортом. Также страхуются перевозки городским рельсовым транспортом (трамваем).
При этом, согласно п.2 ст.5 закона №444 ГПО перевозчика подлежит страхованию по каждой единице транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров и их имущества.
Перевозчик вправе для дополнительной безопасности заключить также договор добровольного страхования ГПО перевозчика перед пассажирами. Но наличие добровольного страхования не освобождает его от обязанности заключить договор обязательного страхования ГПО. Т.е. перевозчик может иметь как один заключенный договор страхования (обязательное), так и два (обязательное и добровольное).
Согласно ст.10 закона №444 страховка покрывает вред жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, но не покрывает:
- моральный ущерб;
- упущенную выгоду (включая утрату товарной стоимости имущества);
- неустойку.
Следует иметь ввиду, что договор обязательного страхования ГПО перевозчика можно заключить только с той страховой, которая имеет лицензию на осуществление именно этого вида страхования. Поэтому при выборе страховщика перевозчику следует внимательно изучить линейку страховых продуктов компании.
Согласно п.4 ст.10 закона №444 договор обязательного страхования ГПО перевозчика заключается путем оформления страхового полиса в электронной форме. Основанием для его заключения является заявление страхователя (перевозчика).
П.4-1 ст.10 данного закона допускает также возможность электронного заключения на сайте страховщика.
Обратите внимание, что согласно п.5 ст.10 закона №444 страховой полис должен содержать размер предельного объема ответственности страховой компании по одному страховому случаю. Если ущерб превышает сумму, оговоренную в полисе, в рамках обязательного страхования превышение возмещаться не будет.
Перевозчик может компенсировать превышение суммы ущерба посредством заключения дополнительного договора добровольного страхования. Наличие двух договоров позволит максимально компенсировать ущерб пассажирам. Но при этом следует иметь ввиду, что перевозчику придется уплачивать страховую премию по обоим договорам.
В общем случае договор обязательного страхования ГПО перевозчика действует 12 месяцев (п.3 ст.11 закона №444). Если в этот период наступил страховой случай это не повод заключать новый договор – он продолжит свое действие до окончания срока страхования, пока не истекут положенные 12 месяцев. Но следует иметь ввиду, что если право перевозчика осуществлять перевозку пассажиров и их имущества истекает ранее 12 месяцев (например, патент действует на более короткий срок), договор заключается только на данный период.
Договор покрывает риски, произошедшие на территории РК (п.5 ст.11 закона №444), если иное не предусмотрено международными договорами.
Размер страховых премий по договору страхования ГПО перевозчика зависит от вида транспорта.
Так, для всех видов транспорта, кроме железнодорожного, размер годовой страховой премии определяется в соответствии с п.1 ст.16 закона №444 (от 3 до 3820 МРП). При этом есть возможность увеличить ее по результатам оценки рисков, но не более, чем вдвое (п.2 ст.17 закона №444).
Для железнодорожного транспорта размер страховой премии составляет 0,2% от суммы дохода (п.2 ст.16 закона №444), но может быть увеличена до 0,5% (ст.17 закона).
В случае, если договор заключен на срок менее 12 месяцев, страховая премия определяется согласно п.3 ст.16 закона №444.
Для удобства представим информацию в виде таблицы.
Таблица 1. Обязательное страхование ГПО перевозчика перед пассажирами
Основная цель: | Обеспечение защиты имущественных интересов пассажиров при их перевозке |
---|---|
Как оформляется: | В электронной форме сроком на 12 месяцев или не менее 12 месяцев, если у перевозчика право на осуществление перевозок истекает ранее 12 месяцев |
Какие риски покрывает договор? | Вред, причинённый жизни, здоровью, и (или) имуществу пассажиров при их перевозке |
Страховая сумма: | Определяется отдельно по каждому страховому случаю, но не ниже размера, установленного ст.20 закона №444 |
Страховая премия: | Зависит от вида транспорта |
Размер вреда, нанесенного потерпевшему пассажиру, определяется в соответствии со ст.19 закона №444 и основывается на документах, выданных соответствующими организациями (например, медицинской).
Если вред нанесен имуществу, то он включает стоимость утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) имущества:
- принятого перевозчиком к перевозке в багаже;
- находящегося при (на) пассажире.
Размер причиненного имуществу вреда определяется следующим образом:
- при утрате или недостаче багажа, и находящихся при (на) пассажире вещей - в размере их стоимости;
- при повреждения (порче) багажа, и находящихся при (на) пассажире вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость или в размере полной стоимости;
- при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости.
Обратите внимание, что доказывать наступления страхового случая и размер причиненного вреда имуществу пассажиров при их перевозке должен перевозчик.
В каком же размере будет выплата пострадавшим пассажирам?
Размер страховой выплаты определяется ст.20 закона №444. В договоре страхования объем ответственности страховой компании (страховая сумма) указывается раздельно по одному страховому случаю и не может быть ниже размеров, установленных п.1 ст.20 закона №444.
Размеры выплаты зависят от степени тяжести причиненного вреда:
- гибель – 5 000 МРП;
- установление инвалидности (2500-5000 МРП):
- установление инвалидности ребенку - 5 000 МРП;
- увечье, травма без установления инвалидности – в размере фактических расходов на лечение , но не более 200 МРП;
- вред, причиненный имуществу каждого потерпевшего, – в размере причиненного вреда, но не более 250 МРП.
Страховая выплата за вред жизни и здоровью пассажира, причиненный в период перевозки, возмещается независимо от вины перевозчика.
Предъявить требование о выплате к страховой компании может как сам перевозчик, так и пассажир-выгодоприобретатель. Требование подается в письменной форме с приложением документов, необходимых для выплаты. Направить требование можно и электронно, но в любом случае затем придется предоставить страховой компании оригиналы документов.
К заявлению о страховой выплате следует приложить:
- документ, подтверждающий факт наступления страхового случая и размер вреда;
- акт о страховом случае на транспорте, составленный перевозчиком;
- проездной билет или документ, заменяющий его (копия ведомости продажи билетов или корешка билета, заверенная перевозчиком);
- копия справки или больничного листа или справки об установлении инвалидности;
- нотариально заверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего;
- перечень утраченного, недостающего или поврежденного, испорченного имущества (если вред нанесен имуществу).
Требование дополнительно других документов от перевозчика или потерпевшего не допускается.
Согласно п.1 ст.22 закона №444 страховая выплата перечисляется страховой в течение 7 рабочих дней.
Что будет, если перевозчик не застрахует свою ответственность?
Закон запрещает перевозчикам работать без заключения договора ГПО перевозчика. Такая норма закреплена ст.7 закона №444.
За нарушение этого требования Минтранс приостанавливает действие лицензии перевозчика на срок до 6 месяцев.
Помимо приостановления действия лицензии перевозчик понесет ответственность в соответствии с п.2 ст.230 КоАП РК (штраф). Размер штрафа зависит от того, к какой категории предпринимательства относится перевозчик.
Так, сумма штрафа за незаключение договора обязательного страхования составляет:
- для физлиц -10МРП;
- для должностных лиц, субъектов малого предпринимательства -160 МРП;
- для субъектов среднего предпринимательства – 400 МРП;
- для субъектов крупного предпринимательства – 1 000 МРП.
Поскольку перевозки являются рискованным видом деятельности (всегда существует риск ДТП), перевозчику не следует пренебрегать обязанностью по заключению договора обязательного страхования ГПО.
При отсутствии договора перевозчик будет обязан не только возместить пассажирам ущерб за свой счет, но и дополнительно уплатить штраф в бюджет за работу без наличия договора обязательного страхования. Не следует забывать и о приостановлении действия лицензии.
Куда обратиться для заключения договора страхования? Заключить его можно в любой страховой компании по своему выбору, но она обязательно должна иметь лицензию именно страхование ГПО перевозчика перед пассажирами.
В настоящее время, одним из лидеров рынка страхования, в т.ч. страхования ГПО перевозчиков, является АО «Нефтяная страховая компания» (АО «НСК»).
АО «НСК» работает на казахстанском страховом рынке почти четверь века и имеет 17 филиалов и широкую сеть офисов продаж по всей стране. Компания имеет стабильный финансовый рейтинг, ее услугами пользуются более 400 000 физических лиц и более 90 000 организаций, в т.ч. крупнейшие казахстанские банки.
Вы можете заключить договор страхования ГПО перевозчика, оставив заявку менеджеру страховой компании. С вами свяжутся в рабочее время.