Онлайн-бухгалтерия №1 в Казахстане
Вход / Регистрация

Вычет по ВОСМС при расчете ИПН за 2020 г.: как применять.

Вычет по ВОСМС при расчете ИПН за 2020 г.: как применять. онлайн бухгалтерия mybuh Законом РК № 382-VI от 10.12.2020 г. внесены изменения в расчет ИПН. Изменения связаны с введением вычета по ВОСМС при определении облагаемого дохода работников при расчете ИПН. Однако, главным неприятным сюрпризом для налоговых агентов стала дата введения изменений в действие – с 01.01.2020 г. (ретроспективно). Как применять вычет по ВОСМС, следует ли пересчитывать всю зарплаты к выдаче за 11 месяцев 2020 г. и как быть с корректировкой 90% при зарплате менее 25 МРП –расскажем далее…

В чем суть изменений в НК РК касательно вычетов?

Законом №405-V от 16.11.2015 г. «Об обязательном социальном медицинском страховании» была закреплена обязанность работодателей по расчету и удержанию взносов на медстрахование (ВОСМС) из доходов работников. Ставка взносов на 2020 г. составляет 1% от дохода, на 2021 г. -2 %. (ст.28 закона №405-V). При этом удерживаемая сумма никак не отражалась на расчете суммы ИПН, поскольку ВОСМС, в отличие от ОПВ, не входили в категорию сумм, относящихся на вычеты.

Однако, с принятием закона № 382-VI от 10.12.2020 г. у работников появилась возможность уменьшить сумму ИПН со своих доходов на сумму ВОСМС. Несмотря на то, что такая норма является справедливой, поскольку ВОСМС уплачиваются «за счет» работников, работодателям это нововведение доставит множество хлопот. Закон, принятый 10.12.2020 г., вводит норму касательно вычета по ВОСМС ретроспективно – с 01.01.2020 г.

Это автоматически означает, что все расчеты по заработной плате «на руки» и ИПН за 11 месяцев 2020 г. могут быть признаны некорректными. Ведь де-юре, они не соответствуют нормам текущего законодательства.

Насколько вычет по ВОСМС влияет на сумму зарплаты «к выдаче» и сумму ИПН?

Рассмотрим на примере, какова разница между зарплатой «на руки» и суммой ИПН, рассчитанными без учета вычета по ВОСМС и с применением вычета.

Например, зарплата работника в течение 11 месяцев 2020 г. (январь-ноябрь) составляла 150 000 тг. Никаких льгот и дополнительных вычетов у работника нет, при расчете ИПН применялся только стандартный вычет в размере 1 МЗП.

В течение года месячная зарплата «на руки» рассчитывалась следующим образом:

(150 000 – 15 000 (ОПВ) -42 500 (вычет 1 МЗП)) *10% =92 500 *10% =9 250 тг. (ИПН)

150 000 *1% = 1 500 тг. (ВОСМС).

150 000 -15 000 (ОПВ) -9 250 (ИПН) – 1 500 (ВОСМС) =124 250 тг (зарплата «на руки».

Обращаем внимание, что сумма ВОСМС не учитывается при расчете облагаемого дохода по ИПН.

После введения вычета по ВОСМС при прочих равных условиях зарплата «на руки» составит:

150 000 *1% = 1 500 тг. (ВОСМС).

(150 000 -15 000 (ОПВ) -42 500 (вычет 1 МЗП) -1 500 (ВОСМС)) *10% =91 000 *10% =9 100 тг. (ИПН).

150 000 -15 000 (ОПВ) -9 100 ИПН -1 500 (ВОСМС) = 124 400 тг. (зарплата «на руки»).

На примере видно, что сумма ИПН с зарплаты в 150 000 тг. после применения вычета стала меньше на 150 тг.

9 250 -9 100 = 150 тг.

А зарплата «на руки», наоборот, увеличилась на 150 тг.

124 400 -124 250 =150 тг.

С учетом введения нормы с 01.01.2020 г. за 11 месяцев 2020 г. по работнику образовалась:

  • переплата по ИПН (150*11 =1 650 тг.);
  • задолженность по зарплате на аналогичную сумму.        

Надо ли пересчитывать зарплату за 11 месяцев 2020 г. и пересдавать декларации?

Как наглядно видно на примере, введение вычета по ВОСМС крайне незначительно влияет на сумму «экономии» работника на ИПН и ненамного повышает зарплату «на руки». При этом, у бухгалтеров возникает обязанность:

  • произвести перерасчет ИПН за январь-ноябрь 2020 г.;
  • пересдать налоговую отчетность по ф.200.00 (сдать дополнительные формы за 1-3 квартал);
  • доплатить работникам «задолженность» по зарплате.

Напомним, что с 2020 г. в ф.200.00 (Приложение 200.05) необходимо отражать отдельно по каждому физлицу сведения:

  • о полученных доходах;
  • вычетах, применяемых при расчете ИПН;
  • исчисленных суммах налогов, взносов и отчислений;
  • суммах налогов, взносов и отчислений, подлежащих уплате.

Таким образом, работодателю придется проделать огромную работу, фактически пересчитав платежи по зарплате за весь год по каждому работнику (в т.ч. по уволенным в течение года).

При этом, вычет по ВОСМС, в отличие от вычета 1 МЗП, не требует заявления от работника, следовательно вычет должен применяться «по умолчанию», как это делается при применении вычета по ОПВ. Для работодателя это означает, что даже если работник не обращается с просьбой применить вычет и доплатить ему «задолженность» по зарплате, работодатель обязан сделать все расчеты «добровольно».

Как быть с корректировкой 90% по ИПН?

Помимо огромного объема работы по пересчету данных за 11 месяцев 2020 г., введение вычета по ВОСМС влечет за собой еще одну проблему: невозможность рассчитать сумму корректировки 90% для доходов работников, которые составляют менее 25 МРП в 2020 г. (25 * 2 651 = 66 275 тенге).

Напомним, что корректировка в размере 90% по ИПН производится в соответствии с пп.49 п.1 ст.341 НК РК. При этом налоговые вычеты участвуют в расчете налогооблагаемого дохода, что создает логический тупик:

  • для расчета корректировки нужно предварительно рассчитать ВОСМС;
  • для расчет ВОСМС нужно значение 90% корректировки.

При этом, такая проблема возникает только по расчетам за 2020 г., поскольку с 01.01.2021 г. корректировка переносится из ст.341 НК РК в ст. 353 НК РК. В 2021 г. при расчете корректировки уже не будет возникать логической ошибки. Но если работники с доходом ниже 66 275 тг. в месяц были в организации в 2020 г., сделать перерасчет по ним не получится.

Рассмотрим, в чем же заключается логическая ошибка, на примере:

Оклад работника в 2020 г. 60 000 тг., что ниже 25 МРП. Следовательно, работник имеет право на корректировку по ИПН 90%. При этом работник не имеет никаких дополнительных льгот, а применяет только стандартный вычет 1 МЗП.

Расчет в течение года (до применения вычета по ВОСМС) производился следующим образом:

60 000 -6 000 (ОПВ)-42 500 (вычет 1 МЗП) =11 500 тг. (облагаемый доход по ИПН до корректировки);

11 500 *90% =10 350 тг. (корректировка ИПН);

11 500 -10 350 = 1 150 тг. (облагаемый доход по ИПН после корректировки);

1 150 *10% =115 тг. (ИПН к удержанию);

60 000 *1% =600 тг. (ВОСМС).

60 000 -6 000 (ОПВ) -115 (ИПН) -600 (ВОСМС) =53 285 тг. (зарплата «на руки»).

Если же применять вычет по ВОСМС, то возникают две взаимозависимые величины:

  • ВОСМС;
  • сумма корректировки по ИПН.

Это связано с тем, что с 2020 года 90% корректировка применяется не только при расчете ИПН, но и при расчете ВОСМС (ст. 29 Закона №405-V от 16.11.2015 г.).

Расчет облагаемого дохода по ИПН до корректировки должен был бы производиться следующим образом:

60 000 -6 000 (ОПВ)-42 500 (вычет 1 МЗП) – вычет по ВОСМС

Только после определения этой суммы можно будет рассчитать сумму корректировки 90%, которая, в свою очередь, будет использоваться при расчете корректировки ВОСМС 90%:

(60 000 -90% корректировка)*1%.

Как видим, возникает взаимозависимость двух величин, а следовательно, произвести расчет за период 2020 г. нет возможности.

Будут ли к работодателям применяться санкции за игнорирование новой нормы?

Огромный объем работы, свалившийся на работодателей (а точнее – на бухгалтеров) с введением новой нормы «задним числом» сложно выполнить даже при желании соблюсти требования нового закона. Большая часть налогоплательщиков же возмущена подобными ретроспективными изменениями и заявляет о недопустимости таких требований относительно 2020 г.

Формально, несоблюдение требований действующего законодательства грозит работодателям полным спектром санкций со стороны НК РК и трудовой инспекции:

  • штрафы за «невыплату» части зарплаты;
  • штрафы за нарушение налогового законодательства и Закона о бухгалтерском учете, поскольку не применен обязательный вычет.

Также следует иметь ввиду, что сдача дополнительных форм негативно влияет на категорию налогоплательщика по СУР.

Поскольку под данные санкции автоматически попадают практически все работодатели, от уполномоченных органов ожидаются разъяснения как по порядку пересчета, так и по срокам сдачи дополнительных форм и применению санкций к тем, кто проигнорировал новые требования. Соответствующие запросы уже направлены в МФ РК, МНЭ РК, КГД МФ РК.

Рекомендуем дождаться официального ответа госорганов перед внесением каких-либо поправок и сдачей дополнительных форм. Следите за новостями.

Проголосовать

(0)



Оставить комментарий

Фируза Ниязова
Добрый день! Я бухгалтер делать все задним числом все перерасчет заработной платы -я считаю это не правильно, оставить все изменения на 01.01.2021 года было корректно на прошлым годом 01.01.2020 года. Мы против изменений перерасчета ВОСМС по перерасчета ИПН!
08.01.2021

Думаю, с вами согласны все бухгалтера
Людмила
Недопустимо принимать законодательные акты с ретроспективным сроком действия. Это однозначно! Во-вторых Закон запрещает принимать какие-либо НПА, ухудшающие положение налогоплательщика, "задним числом". Все это знают! Статья 3. Действие налогового законодательства Республики Казахстан 5. Положения законов Республики Казахстан, устанавливающие новые виды налогов и (или) платежей в бюджет, повышающие ставки, устанавливающие новые обязанности, а также ухудшающие положение налогоплательщика (налогового агента), обратной силы не имеют. Надеюсь, законодатели вспомнят об этом и сделают срок вступления закона в силу с 01.01.2021г.
06.01.2021


Оставить комментарий

 
Загрузка кода...
  обновить код