Нанимать - проще и дешевле
Кадровая стратегия в наше время стала делом жизни и смерти для многих организаций на всех уровнях иерархии. Проблема текучки кадров, измен сотрудников, обманов и прочих издержек стала бичом для страны. Возник парадокс: институты работают на полную мощность, множатся, кадровых агентств избыток - а в стране кадровый дефицит! В чём дело? Дело в том, что мы погрузились в стихию меркантильной идеологии, которую интересует только прибыль. А прибыльным человеком является только готовый, которого достаточно нанять на рынке труда. Его не нужно учить, не надо тратить на это деньги, он пришёл в организацию, включился - и сразу понёс в кассу прибыль. Приятно.
Однако приятность заканчивается, когда за личиной кадра оказывается живой человек и обнаруживает «неожиданные» вещи: свои амбиции, свои представления о динамике оплаты его труда, свои представления о служебных романах, мешающих работе, свое представление о методах работы. А если еще обнаружится, что за пределами компании он любит пивной боулинг и состоит на учёте в органах, начнётся весьма весёлая жизнь. Как он изменился с того момента, когда пришел устраиваться на работу - в белой рубашке и с ослепительной улыбкой.
Вот тут и начнётся для руководителя «эпоха расплаты» за дешевизну: он начинает заниматься воспитанием работника. Тратит на это уйму времени, нервов, трудов, денег и… Часто расстаётся с нерадивым кадром. А это расставание не безобидно. Работник уходит к конкурентам, уносит информацию, компроматы, негативные имиджевые вбросы в среду клиентуры, деньги, проекты - короче, образуется целый букет неприятностей, которые, в конечном результате, выражаются немалой суммой. Вот так дешевизна кадра и быстрая прибыль оборачиваются убытками.
Сколько проблем человек приносит в фирму?
Главное заблуждение руководителей начинается с непонимания сложности человека и представления о его профессиональной одномерности, которая записана в его дипломе. Многим из них кажется, что поступил человек на работу по профилю, работает - и дело с концом. «А для чего он ещё здесь?» - задаёт глупо-справедливый вопрос руководитель. Это так. Но, при этом, забывается, что человек принёс с собой совместно с квалификацией по одному профилю - дилетантизм по всем остальным профилям! Вот он замечательно работает по профилю, но затем обнаруживается, что он склочный, конфликтный человек, от конфликтов которого больше убытков, чем прибыли.
Другой не понимает режима секретности в фирме и для него вполне может быть откровением, что играть на бухгалтерском компьютере нельзя. Третий хронически опаздывает. Четвертый, дипломированный менеджер, не может связать двух слов, и все хорошо разработанные сделки проваливаются из-за его банального невладения речью. Пятый так расплывается в своих объёмах, что становится неприличным показывать его партнёрам. Шестой презирает место, где он работает, и стесняется говорить о фирме друзьям. Седьмой втайне ненавидит свою профессию и всё, что с этим связано, спит и видит, как бы «свинтить» и забыть о ней, как о неприятном сне. А внешне всё так благостно, улыбчиво!
Получается, всех необходимо знать, а, узнав, «доводить до ума»! А если учесть, что открываются постоянные проблемы, которые нужно уметь решать - доводить до ума придётся постоянно.